Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7440
Title: Метафорические сравнения с эталоном цвета (на материале русского художественного дискурса)
Other Titles: Metaphorical comparisons with the color standard (based on the material of Russian literary discourse)
Authors: Rumyantseva, M. V.
Румянцева, М. В.
Keywords: literary discourse
naive picture of the world
color meaning
comparison-colorative
metaphorical comparison
comparison agent
comparison reference
художественный дискурс
наивная картина мира
цветообозначение
сравнение-колоратив
метафорическое сравнение
агент сравнения
референт сравнения
Issue Date: 2021
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Румянцева, М. В. Метафорические сравнения с эталоном цвета (на материале русского художественного дискурса) / М. В. Румянцева. – Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2021. – Т. 7, № 2(26). – С. 42-59.
Abstract: Modern linguistic studies of cultural manifestations of different ethnic groups that found their place in the language prove that language affects how a person perceives the world around him or her. The language creates a naive picture of the world, which is based on popular wisdom and knowledge of cultural ethnic or universal human norms and traditions. This picture has its own unique laws, different from the scientific picture of the world, dictates its own categories of space and time, as well as color and function. This article presents a linguoculturological analysis of metaphorical comparisons with a color standard to identify regular metaphorization models, the frequency of choice of a particular comparison agent, which indicates a subject of thought that does not have a conventional color meaning in the language. This study focuses on metaphoric coloratives in Russian fiction of the 20th century. The metaphorical comparisons-coloratives were selected by continuous sampling in the amount of 275 units, while the analysis covered lexemes-agents. The results show that the main colors of figurative comparisons-coloratives of the literary discourse were yellow, red, white, black, brown, gray, green, and blue. A classification of reference color agents is compiled, containing seven semantic groups, which can be correlated with both agents and references comparison, which allows using the formula of the semantic comparison structure. As a result, the quantitative indicators of formulas for different coloratives were obtained, with phytomorphs being the most frequent standards of red, yellow, brown, blue, and green. The second place belongs to reamorphs, which are rich, but not the only source of black standards. Naturmorphs are in the third place; these are the suppliers of agents of black, as well as yellow and gray. They are followed by gluttomorphs, which are the leading white standards. Zoomorphs are uniformly present in almost all colors except brown and blue. A small number of anthropomorphs agents are red standards, and hemomorphs agents are green standards.
Современные лингвистические исследования проявлений культуры разных этносов, нашедших свое место в языке, доказывают, что язык влияет на то, как человек воспринимает окружающий мир. Язык создает наивную картину мира, которая опирается на народную мудрость и знание культурных этнических или общечеловеческих норм и традиций. В ней по своим законам, отличным от законов научной картины мира, функционируют такие категории, как пространство и время, а также цвет. Данная статья представляет собой исследование, в котором проведен лингвокультурологический анализ метафорических сравнений с эталоном цвета на предмет выявления регулярных моделей метафоризации, частотности выбора того или иного агента сравнения, обозначающего предмет мысли, не имеющий конвенционального цветообозначения в языке. Исследование выполнено на материале русской художественной литературы XX в. Метафорические сравнения-колоративы отобраны методом сплошной выборки в количестве 375 единиц. Анализу подвержены 280 лексем-агентов. Исследование показало, что основными цветами образных сравнений-колоративов художественного дискурса стали желтый, красный, белый, черный, коричневый, серый, зеленый и синий. Составлена классификация эталонных агентов цвета, содержащая семь семантических групп, которые могут быть соотнесены как с агентами, так и с референтами сравнения, что позволяет применить формулу семантической структуры сравнения. В результате получили количественные показатели формул для разных колоративов. Выявлено, что фитоморфы становятся самыми частотными эталонами красного, желтого, коричневого, синего и зеленого цветов. На втором месте реаморфы, которые являются богатым, но не единственным источником эталонов черного цвета. Натурморфы на третьем месте, это поставщики агентов черного, а также желтого и серого цвета. Следующие за ними глюттоморфы лидируют как эталоны белого цвета. Зооморфы равномерно присутствуют почти во всех цветах, кроме коричневого и синего. Небольшое количество агентов-антропоморфов являются эталонами красного, а агенты-гемоморфы – эталонами зеленого цвета.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7440
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2021. – Т. 7, № 2(26)
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
humanitates_2021_2_42_59.pdf540.76 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.