Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15375
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorLagunova, O. K.en
dc.contributor.authorSmirnova, I. R.en
dc.contributor.authorЛагунова, О. К.ru]
dc.contributor.authorСмирнова, И. Р.ru]
dc.date.accessioned2018-12-12T10:17:25Z-
dc.date.available2018-12-12T10:17:25Z-
dc.date.issued2018
dc.identifier.citationЛагунова, О. К. Художественная целостность прозаического текста онтологического типа последней трети ХХ века (Е. Айпин, Ч. Айтматов, А. Неркаги) / О. К. Лагунова, И. Р. Смирнова // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – Т. 4, № 1. – С. 121-136.ru
dc.identifier.issn2411-197Х
dc.identifier.issn2500-0896
dc.identifier.urihttps://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15375-
dc.identifier.urihttps://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15375
dc.description.abstractThis article aims to present the experience of three major Russian-speaking writers of the last third of the 20th century in the aspect of building an artistic entity of ontological type. These authors are the most significant in the three national literatures of North Asia: Kyrgyz, Nenets, and Khanti. A typological approach to texts captures global processes in the consciousness of the pagan peoples and ways of modeling the world and the man in terms of segmentation of the Soviet Union. The article analyzes the novels by Ch. T Aitmatov («The Day Lasts More Than a Hundred Years» and «The Scaffold»), E. D. Aipin («Khanty or the Star of the Morning Dawn» and «The Mother of God in the Bloody Snow»), and A. P. Nerkagi («The Silent One») in order to reveal the genre mechanisms of text composition. The authors propose the subject of study that contains several system provisions. Therefore, the setting for the existential expression identifies the narrative strategy. This explains the authors’ choice of the cultural hero, endowed with a special mission in this world; such a hero combines being chosen, consecration, and sacrifice. This model can be implemented in an embodiment of one figure (Aipin and Nerkagi) or two figures (Aitmatov). It also involves projecting on the natural world, in which animals are portrayed as the chosen ones. Being endowed with a mission prevents the hero deviating from it in the horizontal movement. Therefore, the biggest significance in the text belongs to the signs and expressions of vertical connections (inserted elements like the legend of a man who has gone up, or the images of birds, wood, fire, arrows, and behavioral signs: prayers and animals’ anxiety). As the rate of the visible time extension, the authors choose thoughts and the representation of the events as links in the ancestral chain that are important for the whole family (seen as a people’s invariant). It removes the clarity of distinction of the past, present, and future, creating an almost physical filling horizontal image of the ancestral memory, as if it is an everyday reality. As the writers perceive the world as sacral, they do not mind the aesthetic problems as a separate – everything holy is beautiful. The result is dominant (in the simulation of the elements of the stylistic harmony) ethical imperatives, based on the traditional folk culture and, therefore, the myth and folklore codes. That, in turn, implyies a path through the chaos to the cosmos, to the order; subordination to the calendar life cycle, and the formality of presentation and evaluation.en
dc.description.abstractЦель данной статьи – представить опыт трех значительных русскоязычных прозаиков последней трети XX в. в аспекте построения художественного целого онтологического типа. Анализируемые авторы являются самыми крупными величинами в трех национальных литературах северной Азии: киргизской, ненецкой, хантыйской. Типологический подход к их текстам фиксирует глобальные процессы в самосознании языческих народов и способы моделирования мира и человека в условиях сегментирования советской империи. В статье анализируются романы Ч. Т. Айтматова «И дольше века длится день», «Плаха», Е. Д. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари», «Божья Матерь в кровавых снегах», повесть А. П. Неркаги «Молчащий» и выявляются наджанровые механизмы текстопорождения. Исследователи предлагают концепцию предмета изучения, содержащую несколько системных положений. Так, стратегию повествования определяет установка на выражение должного бытия. С этим связан выбор авторами культурного героя, наделенного особой миссией в этом мире, что предполагает сочетание в герое избранности, посвященности и жертвенности. Эта модель может быть реализована в варианте однофигурности (Е. Айпин, А. Неркаги) и в варианте двуфигурности (Ч. Айтматов). Она же предполагает ее проецирование на природный мир, в рамках которого изображаются животные в качестве избранного. Наделенность миссией исключает отклонение от нее культурного героя в пределах горизонтального передвижения. Поэтому максимально значимыми в тексте являются знаки и формы выражения вертикальных связей (вставные конструкции типа легенды о вверх ушедшем человеке, образы птиц, дерева, огня, стрелы, поведенческие знаки: молитва, тревожность животных). Нормой раздвижения видимого времени авторами избирается мышление и изображение событий как звеньев родовой цепи, важных для судьбы всего рода, понимаемого как иноформа народа. Это снимает четкость разграничений прошлого, настоящего, будущего, создает почти физическую заполненность горизонтали изображения родовой памятью, как бы ее повседневной реальностью. В силу того, что мир для писателей тотально сакрализован, проблемы эстетического в качестве отдельной проблемы в их сознании нет: все священное уже красиво. В результате доминантными при моделировании элементов художественного целого являются этические императивы, в основе которых традиционная культура народа, а значит – мифофольклорные коды, подразумевающие путь сквозь хаос к космосу, к порядку, подчиненность календарно-трудовому циклу жизни, формульность изображения и оценок.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство Тюменского государственного университетаru
dc.relation.ispartofВестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2018. – Т. 4, № 1ru
dc.subjectdeserveden
dc.subjecttop/bottomen
dc.subjectmemoryen
dc.subjectfamilyen
dc.subjectcosmos/chaosen
dc.subjectstylistic harmonyen
dc.subjectontologismen
dc.subjectRussian proseen
dc.subjectонтологизмru
dc.subjectрусскоязычная прозаru
dc.subjectверх/низru
dc.subjectпамятьru
dc.subjectродru
dc.subjectдолжноеru
dc.subjectкосмос/хаосru
dc.subjectхудожественное целоеru
dc.titleХудожественная целостность прозаического текста онтологического типа последней трети ХХ века (Е. Айпин, Ч. Айтматов, А. Неркаги)ru
dc.title.alternativeThe Artistic Integrity of a Prose Text, Belonging to the Ontological Type, in the Last Third of the 20th Century (E. Aipin, Ch. Aitmatov, A. Nerkagi)en
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
local.description.firstpage121
local.description.lastpage136
local.issue1
local.volume4
local.identifier.uuidb35a3039-4893-4586-b258-0338ffb0bae9-
local.identifier.handleru-tsu/15375-
dc.identifier.doi10.21684/2411-197X-2018-4-1-121-136
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
121_136.pdf352.49 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.