Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15451
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorBelozerova, N. N.en
dc.contributor.authorБелозёрова, Н. Н.ru]
dc.date.accessioned2018-12-12T10:19:47Z-
dc.date.available2018-12-12T10:19:47Z-
dc.date.issued2018
dc.identifier.citationБелозёрова, Н. Н. Семиолингвистические параметры категории пространства в художественных описаниях / Н. Н. Белозёрова // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – Т. 4, № 2. – С. 8-21.ru
dc.identifier.issn2411-197Х
dc.identifier.issn2500-0896
dc.identifier.urihttps://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15451-
dc.identifier.urihttps://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15451
dc.description.abstractStarting with Yu. Lotman’s assumption that an artistic space in fiction comes as a revelation of the author’s model of the universe, we choose the Interpreter’s point of view (as depicted in Ch. Pierce and Ch. Morris’s sign structure) to demonstrate some semiotic regularities of the decoding process. To unveil the work of these regularities, we choose the short stories of James Joyce («A Painful Case») and David Lodge («The Man Who Wouldn’t Get Up»), and a story by Anton Chekov («Steppe»). To a certain extent, all these texts share a common genotype – they developed from the cognitive process of translation the visual into the verbal and the verbal into the visual, if to take the reader’s perspective (Yu. Lotman). All these texts are treated here as iconic signs that are involved in the semiosis decoding process. The iconicity of the stories rests upon their common quality – the space between the margin is filled with the class nouns, that nominate either objects or natural phenomena, which according to V. N. Toporov [9] is a major marker of the category of artistic space. Other regularities of artistic apprehension of the descriptive texts include modalities of perception, such as modalities of the visible, of the audible of the tactile, etc. and semantic modalities described by A. Greimas [12], such as modality of Knowing, Being, Seeming, etc. Similarly, the system of values and anti-values displayed in the texts contribute to a semiosis process. All the text are characterized by the syncretism of the Spatial and Personal Deixis. In the story by James Joyce the personage constructs his personal space «in his own image», in David Lodge’s story the reader witnesses an emulation process – the space engulfs the personage. A. Chekov’s «Steppe» is an example of V. Propp’s morphological functions at work.en
dc.description.abstractОтправной точкой исследования является постулат Ю. М. Лотмана о том, что художественное пространство воплощает авторскую модель мира. Для того чтобы показать, какие семиолингвистические параметры авторской модели регулируют ее воплощение в тексте, выбирается позиция интерпретатора, представленная в структуре знака Ч. С. Пирса и Ч. Морриса. Для демонстрации выбираются рассказ Джеймса Джойса «Прискорбный случай» («A Painful Case»), рассказ Дэвида Лоджа «Человек, который отказывался покидать постель» («The Man Who Wouldn’t Get up») и повесть А. П. Чехова «Степь». В определенной степени эти тексты объединены общим генотипом – они реализуют собой когнитивный двунаправленный процесс трансляции визуального в вербальное и вербального в визуальное, если принимать во внимание перспективу видения читателя (Ю. Лотман). Эти тексты рассматриваются в статье как иконические знаки, вовлеченные в процесс декодирования. Лингвистически иконичность зиждется на общем вербальном строевом элементе текстов: пространство между полями заполнено существительными, которые обозначают либо материальные объекты, либо природные явления, что, согласно исследованиям В. Н. Топорова, является маркером категории художественного пространства. Другие регулятивы художественного воплощения текстов описаний включают модальности восприятия, такие как модальности видимого, слышимого и осязаемого, а также семантические модальности, описанные А. Греймасом, такие как ЗНАТЬ, БЫТЬ, КАЗАТЬСЯ и т. д. Кроме того, в текстах выделяется система ценностей и антиценностей, как системы оппозиций, интегрирующей описательные тексты. Все тексты отмечены синкретизмом пространственного и персонального дейксисов. В рассказе Джеймса Джойса персонаж выстраивает личное пространство своего жилища по образу и подобию своему. В рассказе Дэвида Лоджа читатель наблюдает процесс эмуляции – пространство поглощает героя. В повести А. П. Чехова наблюдается доминирование морфологических нарративных характеристик В. Проппа, преображающих функций-действий, которые совершают как персонажи, так и пространство.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство Тюменского государственного университетаru
dc.relation.ispartofВестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2018. – Т. 4, № 2ru
dc.subjectmodalitiesen
dc.subjectartistic spaceen
dc.subjectinitiationen
dc.subjectemulationen
dc.subjectvaluesen
dc.subjectинициацияru
dc.subjectэмуляцияru
dc.subjectценностиru
dc.subjectмодальностиru
dc.subjectхудожественное пространствоru
dc.titleСемиолингвистические параметры категории пространства в художественных описанияхru
dc.title.alternativeA Semiotic Perspective of the Category of Space in Literary Descriptionsen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
local.description.firstpage8
local.description.lastpage21
local.issue2
local.volume4
local.identifier.uuid2cb705a1-c3ae-45eb-84eb-53b7c27ed355-
local.identifier.handleru-tsu/15451-
dc.identifier.doi10.21684/2411-197X-2018-4-2-8-21
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
008_021.pdf414.65 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.