Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15458
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorErtner, D. E.en
dc.contributor.authorErtner, E. N.en
dc.contributor.authorЭртнер, Е. Н.ru]
dc.contributor.authorЭртнер, Д. Е.ru]
dc.date.accessioned2018-12-12T10:20:00Z-
dc.date.available2018-12-12T10:20:00Z-
dc.date.issued2018
dc.identifier.citationЭртнер, Е. Н. Мифопоэтика сибирского сада в литературе XIX – начала XX в. / Е. Н. Эртнер, Д. Е. Эртнер // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – Т. 4, № 2. – С. 95-105.ru
dc.identifier.issn2411-197Х
dc.identifier.issn2500-0896
dc.identifier.urihttps://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15458-
dc.identifier.urihttps://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15458
dc.description.abstractThis article deals with the spatial image of the garden in the Russian literature of the 19th – early 20th centuries. This study aims to identify the landscape peculiarities of the provincial town and analyze spatial vectors of the literary image in the regional discourse. The special dominants of Siberia are the locations of the House and Garden, the spaces, which are closed to the outside world and at the same time open and interpenetrating – to those, who view them from inside. Semantic oppositions of the Siberian House and Garden allow forming the spatial fragment of the Russian language world view. It can be concluded that the semantic field of spatial relations in the Tyumen region literature of the 19th century is heterogeneous. The image of the Garden is opposed to dominant for both geographical and symbolic spaces image of Siberia as a fortress house: «the barbarian country» (Abbacum), «the Kingdom of blizzard and frost, where there is no life» (K. F. Ryleev), «the place of exile and hard labor» (G. A. Machtet). Meanwhile, it can be viewed as a Paradise found by those in exile, created by them in exchange for the lost Paradise, the Russian «promised land». The semiotics of the garden is formed by the transformation of phytomorphic images of house plants. Thus, the concept «the House – Garden» can be approached from a new perspective: not a bounded space, being small and enclosed, but rather spacious, where people feel free and easy.en
dc.description.abstractВ статье рассматривается пространство сада в русской литературе XIX – начала XX в. Целью данного исследования стало выявление специфики структурирования ландшафта провинциального города и описание пространственных векторов развития художественного образа в региональной литературе. Доминантами пространства Сибири становятся локусы Дома и Сада, пространств, закрытых для окружающего мира, и в то же время открытых и взаимопроникающих – для посвященных. Актуальность данной работы не вызывает сомнения и обусловлена необходимостью осмысления национально детерминированных пространственных ориентиров как в творчестве отдельного писателя, так и в региональной литературе в целом. Семантические противопоставления сибирского Дома и Сада позволяют конституировать фрагмент пространства русской языковой картины мира. В результате исследования можно заключить, что семантическое поле пространственных отношений в литературе Тюменского края XIX в. неоднородно. Сад противостоит доминантному, репрезентирующему черты географического и символического пространства Сибири, «страны варварской» (Аввакум), «страны пустынных берегов» (Н. В. Шелгунов), «страны изгнания» (С. И. Турбин), «края ссылки и каторги» (Г. А. Мачтет), образу дома-крепости. Вместе с тем он предстает как обретенный изгнанниками (переселенцами) рай, созданный ими взамен утраченного рая, российской «земли обетованной». Семиотика сада конституируется за счет трансформации фитоморфных образов комнатных растений, по-новому объективируя антропоморфизм пространственной парадигмы. Таким образом, дом-сад открывается в новом ракурсе: не замкнутое пространство, маленькое и глухое, а просторное, где человек чувствует себя свободно и легко.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство Тюменского государственного университетаru
dc.relation.ispartofВестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2018. – Т. 4, № 2ru
dc.subjectregional literatureen
dc.subjectlandscapeen
dc.subjectlocative imageen
dc.subjectsemiotics of spaceen
dc.subjectgarden poeticsen
dc.subjectSiberian houseen
dc.subjectрегиональная литератураru
dc.subjectсибирский домru
dc.subjectландшафтru
dc.subjectлокативный образru
dc.subjectсемиотика пространстваru
dc.subjectмифопоэтика садаru
dc.titleМифопоэтика сибирского сада в литературе XIX – начала XX в.ru
dc.title.alternativeMythopoetics of the Siberian Garden in the Literature of the 19th – Early 20th Centuriesen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
local.description.firstpage95
local.description.lastpage105
local.issue2
local.volume4
local.identifier.uuid81e8bb27-6d99-414a-8e28-70d2fbd613ec-
local.identifier.handleru-tsu/15458-
dc.identifier.doi10.21684/2411-197X-2018-4-2-95-105
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
095_105.pdf390.62 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.