Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/35676
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorЕманов, А. Г.ru
dc.contributor.authorEmanov, A. G.en
dc.date.accessioned2024-12-25T05:51:46Z-
dc.date.available2024-12-25T05:51:46Z-
dc.date.issued2023
dc.identifier.citationЕманов, А. Г. Кафа как талассополития: генезис гражданской «морской идентичности» позднесредневекового города / А. Г. Еманов. — Текст : электронный // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 3. — С. 92–111.ru
dc.identifier.issn2227-2283
dc.identifier.issn2587-6929
dc.identifier.urihttps://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/35676-
dc.description.abstractВ статье рассматривается становление Кафы к концу XIV в. как ведущей талассополитии Черноморского региона, когда глава города Кафы стал одновременно и «правителем всего Черного моря». Источниковой основой исследования послужили «Книга Газарии» 1341 г., статуты города Кафы 1316 г., 1449 г., нотариальные акты Кафы XIV–XV вв., массарии Кафы 1381 г., 1424 г., итальянские лоции, византийские периплы XIV–XV вв., итальянские морские карты XIV–XV вв., материалы археологических раскопок на территории Феодосийского порта. Результатом исследования стало раскрытие сущности талассополитии Кафы эпохи премодерна, включавшей в себя установление территориальной власти Кафы на всю береговую линию Крымского полуострова в форме «Большой хоры»; контроль над морскими коммуникациями, требования обязательного захода в порт Кафы всех судов, совершавших плавания по Черному морю; создание морской логистической сети в виде портов, гаваней, причалов и якорных стоянок для вывоза продукции локальных промыслов, которая обслуживалась судами, грузчиками и метрологической службой порта Кафы; введение системы семафорной сигнализации в пределах «Большой хоры» Кафы; обеспечение безопасности навигации в Черном море, нейтрализация пиратства, корсарства и морских действий недружественных стран, возмещение ущерба пострадавшим гражданам Кафы; создание военно-морской цепи крепостей и укреплений с локациями быстроходных боевых трирем; развитие судостроительной и судоремонтной инфраструктуры как в порту Кафы, так и в подчиненных ей портах; формирование института гражданства кафской талассополитии, особой «морской идентичности», зарождение идеи «контракта с морем».ru
dc.description.abstractIn this article, the author deals with the formation of Caffa by the end of the fourteenth century as the leading thalassopoliteia in the Black Sea region, when the head of the city of Caffa became «the ruler of the whole Black Sea» at the same time. The author refers to Liber Gazariae (1341), Caffa’s Statuta (1316, 1449), Caffa’s notarial acts from the fourteenth–fifteenth centuries, Massaria Caffae 1381, 1424, Italian pilot charts, Byzantine periploi from the fourteenth–fifteenth centuries, Italian nautical charts from the fourteenth–fifteenth centuries, and materials of archaeological excavations in Feodosia port. Following the study, the author reveals the essence of the thalassopoliteia of Caffa in the pre-modern world which involved the establishment of Caffa’s territorial power over the entire coastline of the Crimean Peninsula in the form of the «Great Chora»; control over maritime communications, requirements of obligatory calls to the port of Caffa for all vessels sailing the Black Sea; creation of a maritime logistics network in the form of ports, harbours, berths, and anchorages for the export of local products, which was served by ships, loaders, and the metrological service of Caffa’s port; introduction of the semaphore signaling system within the «Great Chora» of Caffa ensuring safety of navigation in the Black Sea; neutralisation of piracy, corsairing, and maritime actions of hostile countries, reimbursement of damages to affected citizens of Caffa; creation of a naval chain of fortresses and fortifications with locations of fast-moving battle triremes; development of shipbuilding and ship repair infrastructure both in the port of Caffa and in its subordinate ports; formation of the institution of Caffa’s thalassopoliteia, a special «maritime identity», the birth of the idea of «contract with the sea».en
dc.description.sponsorshipИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01592, https://rscf.ru/project/23-28-01592/ru
dc.description.sponsorshipThe Study was carried out at the Expense of the Russian Science Foundation Grant 23-28-01592. https://rscf.ru/project/23-28-01592/en
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherУральский федеральный университетru
dc.relation.ispartofИзвестия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. — 2023. — Т. 25, № 3ru
dc.rightsЛицензионный договор о предоставлении права использования произведения (неисключительная лицензия)ru
dc.subjectКафаru
dc.subjectФеодосияru
dc.subjectГазарияru
dc.subjectКрымru
dc.subjectСеверное Причерноморьеru
dc.subjectпозднее Средневековьеru
dc.subjectталассополитияru
dc.subjectгражданствоru
dc.subject«морская идентичность»ru
dc.subjectCaffaen
dc.subjectFeodosiaen
dc.subjectGazariaen
dc.subjectCrimeaen
dc.subjectNorth-Pontic regionen
dc.subjectLate Middle Agesen
dc.subjectthalassopoliteiaen
dc.subjectcitizenshipen
dc.subject«maritime identity»en
dc.titleКафа как талассополития: генезис гражданской «морской идентичности» позднесредневекового городаru
dc.title.alternativeCaffa as Thalassopoliteia: The Genesis of the Civic «Maritime Identity» in a Late Medieval Cityen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
local.description.firstpage92
local.description.lastpage111
local.issue3
local.volume25
dc.identifier.doi10.15826/izv2.2023.25.3.044
Appears in Collections:Научные сборники, статьи, препринты

Files in This Item:
File SizeFormat 
izvUrFU_2023_25_3_91_111.pdf2.92 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.