Библиографическое описание: | Куницына, С. М. Развитие ответственности у будущих педагогов в образовательном процессе вуза / С. М. Куницына, С. Л. Фролова // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2017. – Т. 3, № 2. – С. 225-238. |
Аннотация (реферат): | The authors of this article focus on such personal trait of a future teacher as responsibility. The main goal of the research is to test the effectiveness of technologies for developing responsibility in future teachers in the real conditions of a pedagogical university. The introductory part of the article justifies the importance of developing the responsibility of future teachers in the period of study at university, since the quality of training of general education organizations depends on their responsibility. In the main part, the authors consider the concept of «responsibility» in the linguistic and philosophical aspects, give their own definition of the concept: responsibility is the integrative quality of the individual, determining the subject's activity on the basis of free choice and foreseeing the results of their activities, the ability to be responsible for their actions. They offer components that can be part of the model of responsibility development: target, organizational, technological, and resultant. Particular attention is paid to the study of the structure of the quality itself, which consists of information-cognitive, motivational-value, operational-activity, emotional-volitional and evaluation-corrective components, as well as responsibility functions-value-orientation, mobilizing, external control and behavior correction, self-control. In the experimental part, practical work has been described on the development of responsibility components for students of the experimental group; effective technologies and methods of responsibility development (work of students with structural and logical schemes, case-technology, and simulation games) are offered, their effectiveness is proved. The authors have proved that the implementation of the proposed components of responsibility development model among future teachers is productive. There is stable dynamics of responsibility development among students, which on the whole positively affects the personal and professional development of future teachers. As a result of the study, the authors have come to the following conclusions: the developed sense of responsibility is one of the most significant indicators of the readiness of the future teacher for professional activity. The lack of responsibility can cause graduates of pedagogical college to leave the profession, because they will not be able to implement the requirements of the teacher's professional standard. Авторы статьи обращаются к исследованию такого качества личности будущего педагога, как ответственность. Основная цель заключается в разносторонней проверке эффективности технологий развития ответственности у будущих педагогов в реальных условиях педагогического вуза. В вводной части статьи обосновывается важность развития данного качества, поскольку от ответственности студентов зависит качество подготовки обучающихся общеобразовательных организаций. В основной части авторы рассматривают понятие «ответственность» в лингвистическом и философском аспекте, дают собственное определение: ответственность – это интегративное качество личности, детерминирующее активность субъекта на основе свободного выбора и предвидения результатов своей деятельности, способность отвечать за свои действия перед собой, обществом и государством. Предлагают компоненты, которые могут входить в состав модели развития ответственности: целевой, организационно-технологический, результативный. Особое внимание уделено исследованию структуры самого качества, которое состоит из информационно-когнитивного, мотивационно-ценностного, операционно-деятельностного, эмоционально-волевого и оценочно-корректировочного компонентов, а также функциям ответственности – ценностно-ориентационной, мобилизирующей, внешнего контроля и коррекции поведения, самоконтроля. В экспериментальной части описана практическая работа по развитию компонентов ответственности у обучающихся экспериментальной группы; предложены эффективные технологии и методики развития ответственности (работа студентов со структурно-логическими схемами, кейс-технология, имитационная игра), доказана их эффективность. Авторы доказали, что реализация предложенных компонентов модели развития ответственности у будущих учителей является продуктивной. Отмечается устойчивая динамика сформированности ответственности у обучающихся, что в целом позитивно отражается на личностно-профессиональном становлении будущих педагогов. В результате проведенного исследования авторы пришли к следующим выводам: сформированное чувство ответственности является одним из значимых показателей готовности будущего педагога к профессиональной деятельности. Несформированная ответственность может стать причиной ухода выпускника педагогического вуза из профессии, поскольку он окажется не способным к реализации требований профессионального стандарта педагога. |