Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15461
Название: Ситуация встречи «своего» и «чужого» в рассказах В. И. Белова И Е. Д. Айпина
Другие названия: Meeting of «Native» and «Alien» in Short Stories by V. I. Belov and Ye. D. Aipin
Авторы: Tsimbalova, Yu. A.
Lagunova, O. K.
Цимбалова, Ю. А.
Лагунова, О. К.
Ключевые слова: opposition
ontological prose
«alien»
«native»
situation of meeting
short story
онтологическая проза
оппозиция
«чужое»
«свое»
ситуация встречи
рассказ
Дата публикации: 2018
Издатель: Издательство Тюменского государственного университета
Библиографическое описание: Цимбалова, Ю. А. Ситуация встречи "своего" и "чужого" в рассказах В. И. Белова И Е. Д. Айпина / Ю. А. Цимбалова, О. К. Лагунова // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – Т. 4, № 2. – С. 139-151.
Аннотация (реферат): This paper attempts to compare the poetics of Russian writer V. I. Belov’s and Khanty prosaist Ye. D. Aipin. The situation of the encounter of the «native» and «alien» in their books reveals the problem of the mental crisis of modern society. Both writers use the opposition of the Chaos and the Space, which is considered to be an element of mythological structure, because the prose is based on cult of traditional values and archaic worldview. It is revealed that concepts «native» and «alien» are realized within contrary personal characteristics, strategies of behavior and attitude towards family values, native land, nature, historical periods of crisis and extreme situation. The participants, the place and the time of encounting, their things and speech are considered in context of the deep cause-and-effect relationships with outside world and history. In that regard both the global events (ecological and economic crisis’s, the October revolution, the Great Patriotic war) and personal things seem to be equally important. The connection of everything with all that exists is mainstreamed by the narrative subject, underlining that historical facts of different periods are intersectional. This in turn shows the idea that everyone is responsible for what is happening in the world. In this regard every act, verb, and even thought are estimated in terms of impact on the nation future. All what is connected with cultural memory of the ethnos (Russian or Khanty) and do not conflict with patterns of natural development of existence is supposed to be «native». Any deviation from this balance is supposed to be «alien», that threatens integrity.
В статье представлен сопоставительный анализ рассказов двух представителей онтологической прозы: В. И. Белова и Е. Д. Айпина. На сюжетном уровне способом осмысления проблемы духовного кризиса современного общества в произведениях обоих писателей является ситуация встречи «своего» и «чужого». Обращение к оппозиции как к структурному элементу мифа о противостоянии Хаоса и Космоса в творчестве В. И. Белова и Е. Д. Айпина обусловлено природой онтологической прозы, изначально связанной с культом традиционных ценностей и архаичным мировоззрением. Выявлено, что понятия «свое» и «чужое» в текстах В. И. Белова и Е. Д. Айпина реализуются в отличающихся друг от друга личностных характеристиках, стратегиях поведения и отношения к семейным ценностям, к родине, к природе, к кризисным периодам истории и экстремальным ситуациям. Участники, место и время встречи, герои, их поступки и речь осмысляются в контексте глубинных причинно-следственных связей с окружающим миром и историей. В данной корреляции всего со всем одинаково важными позиционируются явления и события не только мирового и государственного масштаба (экологический и экономический кризисы, Октябрьская революция, Великая Отечественная война), но и личного характера. Данная взаимосвязь, в свою очередь, фиксирует мысль о личной ответственности каждого за все происходящее в мире. В связи с этим любой поступок, слово и даже мысль оценивается с точки зрения влияния на будущее народа. В качестве «своего» маркируется все, что связано с культурной памятью этноса (русского или хантыйского) и не противоречит законам естественного развития бытия. Отклонение от данного равновесия идентифицируется как «чужое», угрожающее целостности сложной системы связей всего сущего, разрушающее мировую гармонию.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15461
https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15461
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Источник: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2018. – Т. 4, № 2
Располагается в коллекциях:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
Цимбалова_139-151.pdf397.95 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.