Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15650
Title: Метасюжет возвращения в поэзии Ивана Жданова
Other Titles: The Metaplot of Return in Ivan Zhdanov’s Poetry
Authors: Chizhov, N. S.
Komarov, S. A.
Чижов, Н. С.
Комаров, С. А.
Keywords: «prodigal son» mythologeme
return
Zhdanov
non-classical poetry type
metaplot and its phases
метасюжет и его фазы
неклассический тип поэзии
возвращение
мифологема «блудного сына»
И. Жданов
Issue Date: 2016
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Чижов, Николай Сергеевич. Метасюжет возвращения в поэзии Ивана Жданова / Н. С. Чижов, С. А. Комаров // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2016. – Т. 2, № 4. – С. 100-112.
Abstract: The aim of the study is to determine the features of the return metaplot functioning as an invariant pattern of lyrical eventness in I. Zhdanov's texts. The article explains the relevance of studying the poetics and axiology of creativity of classical and non-classical poets in terms of identifying the leading metaplot embodied by base motives system in the main corpus of their poetic texts. It is established that the metaplot's semantic potential in the poetry of the author of "Air and wind" is determined by the projection on the Christian (the parable of the Prodigal Son story), antique (the myth of Ulysses), and ritual and ceremonial traditions. At the core of the latter lies the myth of the eternal return and the transition of initiation rite, according to which an adept passes the ritual path of spiritual development, which includes the phase of symbolic death and rebirth (the return). The papers aims to prove that these cultural contexts endowed are given new semantics in the poet's work and become the symbols for return as Zhdanov's person spiritually oversomes individualist isolation from other people, separation from God, and alienation from the natural world in the process of mysterial transformation of life. The article fixes the incarnation of the return metaplot, first, on the level of individual motifs, distributed in the poetic texts of the author according to frequency; secondly, in distinct texts, which reveal one of the metaplot's elements; thirdly, on the text or group of texts level, in which a full or reduced metaplot model is concretized in poetic images. The authors conclude that the desire for spiritual renewal and the restoration of human consciousness on this basis of the original unity of the people and the integrity of the world is I. Zhdanov's desired dominant artistic thinking, which determines the appearance of the return metaplot to his work.
Целью исследования является определение особенностей функционирования метасюжета возвращения как инвариантной модели лирической событийности в текстах И. Жданова. В статье обосновывается актуальность изучения поэтики и аксиологии творчества классических и неклассических поэтов с точки зрения выявления ведущего метасюжета, воплощенного через систему базовых мотивов в основном корпусе их стихотворных текстов. Устанавливается, что смысловой потенциал метасюжета в поэзии автора книги «Воздух и ветер» определяется проекцией на христианскую (притчевый сюжет о блудном сыне), античную (миф об Одиссее) и ритуально-обрядовую традиции. В основе последней лежит миф о вечном возвращении и переходный обряд инициации, согласно которому адепт проходит ритуальный путь духовного становления, включающий фазу символического умирания и возрождения (возвращения). В работе доказывается, что данные культурные контексты в творчестве поэта наделяются новой семантикой, становятся у ждановского человека знаками возвращения как духовного преодоления индивидуалистской обособленности от других людей, оторванности от Бога и отчужденности от природного мира в процессе мистериального преображения бытия. В статье фиксируется воплощение метасюжета возвращения, во-первых, на уровне отдельных мотивов, частотно распределенных в стихотворных текстах автора, во-вторых, в отдельных текстах, в которых выявляется один из элементов метасюжета, в-третьих, на уровне текста или группы текстов, где в поэтических образах конкретизируется полная или редуцированная метасюжетная модель. Исследователями делается вывод, что стремление к духовному обновлению человеческого сознания и восстановлению первоначального единства людей и целостности мира выступает искомой доминантой художественного мышления И. Жданова, определяющей появление метасюжета возвращения в его творчестве.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15650
https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15650
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2016. – Т. 2, № 4
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
100_112.pdf818.71 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.