Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/18172
Название: Социальная конкурентоспособность: шансы на успех у молодежи и взрослых
Другие названия: Social competitiveness: chances of success among young people and adults
Авторы: Немировский, В. Г.
Немировская, А. В.
Nemirovskii, V. G.
Nemirovskaya, A. V.
Ключевые слова: social competitiveness
Schwartz values
emotional states
life resources
region
youth
adults
социальная конкурентоспособность
ценности по Шварцу
эмоциональные состояния
жизненные ресурсы
регион
молодежь
взрослые
Дата публикации: 2018
Издатель: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
Библиографическое описание: Немировский, В. Г. Социальная конкурентоспособность: шансы на успех у молодежи и взрослых / В. Г. Немировский, А. В. Немировская. – Текст : электронный // Социологический журнал. – 2018. – Т. 24, № 2. – С. 135-149.
Аннотация (реферат): В статье проанализированы различия в уровне социальной конкурентоспособности между молодежью и взрослым трудоспособным населением региона. Социальная конкурентоспособность понимается как интегральный феномен, выражающий способность одного социального актора эффективно реализовать свои цели в условиях соперничества с другими. Показаны основные подходы к изучению социальной конкурентоспособности в современной науке. Эмпирической базой работы выступает исследование, проведенное методом полуформализованного интервью по месту жительства в 28 населенных пунктах Красноярского края в феврале 2016 г. (n = 1000). Впервые сформирован композитный «индекс конкурентоспособности» (ИК), включающий две группы показателей; в первой отражено объективное социальное положение индивида: уровень образования, материальное положение, принадлежность к определенному социальному слою, уровень управленческих полномочий, во второй – его важнейшие субъективные характеристики: удовлетворенность жизнью в целом, степень уверенности в своем будущем и оценка позитивности- негативности изменений в своей жизни и жизни семьи за истекший год. Выявлена определенная тенденция: социальная конкурентоспособность молодежи (в соответствии с ИК) может быть выше, чем у взрослых респондентов. Проанализированы социокультурные факторы социальной конкурентоспособности молодежи: ценностные ориентации (по Ш. Шварцу), жизненные ресурсы, эмоциональное состояние. Показана тенденция, что социальная конкурентоспособность в целом выше у тех, кто склонен к положительным эмоциональным состояниям. Конкурентоспособность молодежи, по сравнению с взрослыми, имеет более рациональные основания, опирается на узкий спектр ценностных ориентаций и жизненных ресурсов. Сформулирован вывод о важности дальнейшего исследования социальной конкурентоспособности молодежи с использованием более широкого круга показателей и представительной эмпирической базы.
This work analyzes the differences in the social competitiveness between young people and the productive adult population of certain regions. Social competitiveness is considered to be an integral phenomenon, expressing the ability of social actors to more efficiently achieve their goals in society, when compared to others. Discussed are the main approaches towards studying social competitiveness. The study is based on the results of a survey carried out in February 2016 (n = 1000) using such a method as formalized interview at the place of residence, conducted in 28 settlements of the Krasnoyarsk Territory. Levels of social competitiveness are analyzed via a composite «competitiveness index» (IC), which includes two types of indicators. The first expresses an individual’s objective social position (level of education, material and social status, level of managerial authority). The second includes subjective characteristics: life satisfaction, degree of confidence in the future, evaluating the degree of positive/negative changes in the life of one’s family compared to the previous year. The certain tendency is revealed: the social competitiveness of young people (in accordance with the IС) may be higher than that of adult respondents. Socio-cultural factors of youth’s social competitiveness are also analyzed: value orientations (according to Sh. Schwartz), life resources, and emotional states. The tendency is shown, that social competitiveness is generally higher among those respondents who gravitate more towards positive emotional states. The competitiveness of youth, in comparison to adults, has more rational foundations, is based on a narrow range of value orientations and life resources. The conclusion is formulated on the importance of further research on the social competitiveness of young people using a wider range of indicators and a representative empirical base.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/18172
ISSN: 1562-2495 (print)
1684-1581 (online)
Источник: Социологический журнал. – 2018. – Том 24, № 2
Располагается в коллекциях:Научные сборники, статьи, препринты

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
szh2018_24_2_135_149.pdf1.1 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.