Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/20398
Название: «А куда их деть?»: о нравственно-правовых коллизиях в умме Сибири
Другие названия: «But where то put them?»: the moral and legal conflicts in the Ummah of Siberia
Авторы: Ярков, А. П.
Yarkov, A. P.
Ключевые слова: Сибирь
XVII–XX вв.
ислам
адат
шариат
светское законодательство и нравственность
Siberia
the XVII–ХХ-th centuries
islam
adat
shariat and secular laws and morals
Дата публикации: 2019
Издатель: Алтайский государственный университет
Библиографическое описание: Ярков, А. П. «А куда их деть?»: о нравственно-правовых коллизиях в умме Сибири / А. П. Ярков. — Текст : электронный // Народы и религии Евразии. — Барнаул : Издательство Алтайского государственного университета, 2019. — № 2(19). — С. 90–99.
Аннотация (реферат): Целью статьи является изучение трансформации нравственно-правовых отношений среди мусульман в XVII–XX вв. Хотя со времен «Великой Ясы» Чингизхана и до вхождения Сибири в состав России многие правовые нормы уже носили здесь относительный характер, определяя поле «возможного», «допустимого», «запрещённого». И это касалось не только вопросов религии: право владения землей и мифотворчество сибиряков не имели сходства с ближневосточной моделью. Однако сообщество нуждалось в организованной жизни. Функцию регулятора исполнял ислам, но даже во время Сибирского ханства он не стал государственной религией. Не осуществлялось здесь и судопроизводства только по шариату. Даже в более поздний период знания по правовой культуре, полученные в мектебе и медресе (а также индивидуально), различали предписанное и «отложенное» (из-за обстоятельств). В целом правовая культура сибирских мусульман должна была быть адаптирована к имперскому и советскому законодательству. Создание синтеза норм (адат, шариат, светские законы) не всегда обеспечивало контроль над судопроизводством на местах. Была и попытка объявить «дикими обычаями» кросскузенные и ортокузенные браки.
The aim of this paper is to study the transformation of moral-legal relations among muslims in the XVII–XX-th centuries. Although since the «Great Yasa» of Genghiskhan and to occurrence of Siberia in Russia many legal rules already worn here relative character, defining the :field «possible»: «valid»: «forbldden»'. And it concerned not only issues of land ownership and institut mifotvorchestve siberians had no resemblance to Middle Eastern model: pastures and fisheries belonged to the genus, regarded as common property. On the other hand, the community lacked an organized life. The function of the regulator served Islam, but even in the period of the Siberian khanate, he did not become the State religion, and have not been here the proceedings only on shariat. Even in the later period of knowledge on legal culture obtained in mektebe and medrese (as well as individually) distinguished prescribed and «deferred» (due to circumstances). In General, the legal culture of Siberian Muslims had to bе adapted to the Imperial and Soviet law. Creating а synthesis of standards ( adat, shariat, secular laws) are not always ensured the control of proceedings in the field. There was also an attempt to declare а «wild krosskuzennye» Customs and ortokuzennye marriage.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/20398
ISSN: 2542-2332 (Print)
2686-8040 (Online)
Источник: Народы и религии Евразии. — 2019. — № 2 (19)
Располагается в коллекциях:Научные сборники, статьи, препринты

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
nirE2019_2_90_99.pdf2.99 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.