Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2755
Title: Компетентностный подход в юридическом образовании РФ: проблемы и перспективы
Other Titles: The competence-based approach in legal education of the Russian Federation: problems and perspectives
Authors: Glebov, A. N.
Глебов, А. Н.
Keywords: based approach
competences
legal education
problems of legal education
компетентностный подход
компетенции
юридическое образование
проблемы юридического образования
Issue Date: 2018
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Глебов, А. Н. Компетентностный подход в юридическом образовании РФ: проблемы и перспективы / А. Н. Глебов // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Социально-экономические и правовые исследования / главный редактор Г. Ф. Шафранов-Куцев. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – Т. 4, № 4. – С. 157-168.
Abstract: Legal education faces complex tasks in the field of legal personnel training. Graduates of law faculties must have fundamental legal knowledge, practical skills, developed innovative thinking, and research approach when performing their professional functions. The competence-based approach is a tool for solving of these problems. This article aims to study the experience of implementing the competence-based approach in legal education; to identify defects and problems of application; to assess the degree of its implementation in the educational process; and to find ways to improve this educational technology. The methods include a comparative analysis of Federal State Educational Standards for «jurisprudence», as well as curriculum, educational and methodical documentation, and the experience of the educational process at law faculties. The results show no correlation between academic disciplines and competences in the Federal State Educational Standards in «jurisprudence». They do not contain indicators and standards of the level of baseline competences. This complicates the development of educational documentation, preventing the design of a national educational standard. Midterm and final assessment of students are directed to test of knowledge, skills and experiences extent. Traditional tickets and tests are a control tool. This does not go with the content of the competence-based approach. Teachers of law universities do not have sufficient knowledge of teaching methods in competence-based paradigm. There is a low teacher’s motivation to use active teaching methods directed to the form of competence. Teachers’ rationing arrangements and remuneration plan do not take into account the increased labor contributions due to a transfer to the competence-based paradigm. As a result, the universities have made a formal transfer to the competence-based paradigm. There were external minimal changes in the organization of the educational process which did not affect its essential meaningful levels.
Перед юридическим образованием стоят сложные задачи в сфере подготовки юридических кадров: выпускники юридических факультетов должны иметь фундаментальные правовые знания, при этом обладать практическими навыками, развитым инновационным мышлением и исследовательским подходом при выполнении профессиональных функций. Инструментом решения этих задач становится компетентностный подход. Цель исследования заключается в изучении практики реализации компетентностного подхода в юридическом образовании, в установлении недостатков и проблем применения, в оценке степени его воплощения в образовательном процессе и поиске путей совершенствования данной образовательной технологии. В качестве метода исследования выступает сравнительный анализ федеральных государственных образовательных стандартов по направлению «юриспруденция», учебных планов, учебно-методической документации, практики образовательного процесса на юридических факультетах. В результате исследования сделаны следующие выводы. В федеральных государственных образовательных стандартах по направлению «юриспруденция» отсутствует корреляция между учебными дисциплинами и компетенциями, а также в них не содержатся показатели и критерии оценки уровня сформированности компетенций. Это создает сложности при разработке учебно-методической документации, препятствует оформлению единого образовательного пространства. Текущая и итоговая аттестация студентов направлены на проверку знаний и в меньшей степени умений и навыков, в качестве инструментов контроля продолжают доминировать традиционные билеты, тесты, что не отвечает содержанию компетентностного подхода. Преподаватели юридических вузов не в достаточной мере владеют методами преподавания, соответствующими компетентностной парадигме, присутствует низкая мотивация преподавателя использовать активные методы обучения, направленные на формирование компетенции. Система нормирования и оплаты труда преподавателей в настоящее время не учитывает возросшие трудозатраты в связи с переходом на компетентностную парадигму. В целом в настоящее время вузы осуществили формальный переход на компетентностную парадигму, в организации образовательного процесса произошли внешние, минимальные изменения, не затронувшие его сущностных, содержательных уровней.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2755
https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2755
ISSN: 2411-7897
2500-3534
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Социально-экономические и правовые исследования. – 2018. – Т. 4, № 4
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Социально-экономические и правовые исследования

Files in This Item:
File SizeFormat 
157_168.pdf434.95 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.