Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/3246
Title: Художественная структура перцептивного пространства в повести «Степной король Лир» И. С. Тургенева
Other Titles: The Artistic Structure of Perceptive Space in the Story “A Lear of the Steppes” by I. S. Turgenev
Authors: Huixin Ji
Rogachova, N. A.
Хуэйсинь, Ц.
Рогачёва, Н. А.
Keywords: perceptual space
perceptual poetics
landscape
point of view
Ivan Turgenev
a Lear of the Steppes
narrative structure
перцептивное пространство
перцептивная поэтика
ландшафт
точка зрения
И. С. Тургенев
«Степной король Лир»
повествовательная структура
Issue Date: 2019
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Хуэйсинь, Ц. Художественная структура перцептивного пространства в повести «Степной король Лир» И. С. Тургенева / Ц. Хуэйсинь, Н. А. Рогачёва // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2019. – Т. 5, № 4(20). – С. 75-86.
Abstract: This article scrutinizes I. S. Turgenev’s “A Lear of the Steppes” and the artistic structure of its perceptual space. The story, written in 1870, finds its place between the middle and the last periods of the author’s artistic life and combines realistic, mystic, and fantastic features. The purpose of this work is to show the “ambivalent essence” of the protagonist in a composition of visual, acoustic, and olfactory artistic space. These aspects were studied on olfactory codes and landscape imagery. The novelty of the current research lies in comparing the poetics of spatial images to the point of view of the narrator, whose psychoacoustic experiences became the subject of the author’s self-reflection. The story’s sensory space is multilevel: it is concentrated in the “hero of the steppe”, Kharlov, and in the narrator, and for the latter the steppe is both a friendly and a foreign world. The topic of estrangement of a patchy understanding of the motherland is latent and reveals itself in the personal mode of narration. This article also shows that the narrator’s view dominates the visual space; the narrator describes the protagonist’s portrait in terms that are characteristic of the steppe’s landscape. The acoustic and olfactory spaces are also depicted from the point of view of the narrator. The subjective character of the sensory images serves to emphasize the conflict that lies at the basis of the narrative structure of the story whose main two types of characters turn to be a natural national character and a reflecting character molded under the influence of the European culture.
В статье рассматривается художественная структура перцептивного пространства повести И. С. Тургенева «Степной король Лир». Это произведение, написанное в 1870 г., находится на границе «среднего» и «последнего» периодов творчества писателя (В. Н. Топоров) и сочетает в себе реалистическое и мистико-фантастические начала. Цель работы – показать проявление «амбивалентной сущности» (И. О. Волков) главного героя в композиции зрительного, акустического и обонятельного художественного пространства. Данную проблематику исследователи затрагивали лишь фрагментарно в работах, посвященных ольфакторным кодам (Н. Л. Зыховская) и ландшафтной образности (И. О. Волков). Новизна данной работы обусловлена тем, что поэтика пространственных образов в повести соотнесена с точкой зрения рассказчика, психология восприятия которого становится предметом авторской рефлексии. Сенсорное пространство повести носит многоступенчатый характер: оно концентрируется вокруг «героя степи» Харлова и вокруг рассказчика, для которого степь является своим и чужим миром одновременно. Тема отчужденности от родины и ее неполного понимания скрыто присутствует в личной повествовательной форме произведения. В статье показано, что в организации зрительного пространства доминирует визуальная точка зрения рассказчика, который отмечает портретное сходство главного героя со степным ландшафтом. Акустическое и обонятельное пространства также мотивированы ситуацией восприятия, субъектом которой является повествователь. Выявление субъектного характера сенсорных образов позволяет подчеркнуть конфликтную природу повествовательной структуры повести, главными героями которой являются два типа персонажей: стихийный национальный характер и рефлексирующий персонаж, сознание которого сформировано под влиянием европейской культуры.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/3246
https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/3246
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2019. – Т. 5, № 4(20)
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
075_086.pdf368.64 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.