Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/32496
Название: Образ Москвы в книге Наринэ Абгарян «Понаехавшая»
Другие названия: The image of Moscow in Narine Abgaryan’s The Newcomer
Авторы: Гриднева, Н. А.
Gridneva, N. A.
Ключевые слова: Наринэ Абгарян
«Понаехавшая»
образ Москвы
московский текст
локальный текст
геопоэтика
современная русская литература
Narine Abgaryan
The Newcomer
image of Moscow
Moscow text
local text
geopoetics
contemporary Russian literature
Дата публикации: 2023
Издатель: ТюмГУ-Press
Библиографическое описание: Гриднева, Н. А. Образ Москвы в книге Наринэ Абгарян «Понаехавшая» / Н. А. Гриднева. — Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор И. М. Чубаров. — Тюмень : ТюмГУ-Press, 2023. — Том 9, № 2 (34). — С. 54–68.
Аннотация (реферат): Статья посвящена изображению Москвы в книге известной современной писательницы Наринэ Абгарян «Понаехавшая» (2011). Цель исследования – раскрытие специфики образа российской столицы середины 1990-х гг., где разворачиваются основные события рассказываемой истории, во многом автобиографической. Поэтика пространства в произведениях Наринэ Абгарян является важным направлением в изучении ее творчества, однако до сих пор книга «Понаехавшая» в данном ракурсе не рассматривалась, что определяет актуальность исследования. Специфика образа Москвы раскрывается в статье через анализ ключевых для произведения московских локусов (Петровки и гостиницы «Интурист»), а также персонажей-москвичек (начальницы Понаехавшей О. Ф. и квартирной хозяйки тети Поли), выступающих для героини главными помощницами в «освоении» Москвы. Петровка, с описания которой начинается книга, открывает перед читателем погруженную в кризис Москву. В этом образе находят отражение важные социокультурные реалии того времени: стихийная уличная торговля, запущенный городской ландшафт, массовая бедность, не виданные ранее импортные товары, слишком дорогие для большинства горожан, и др. Героиня, спешащая по Петровке на собеседование в банк, предстает в пространстве нового для нее города растерянной, беспомощной, чужой. Образ гостиницы «Интурист», ранее бывшей символом прогресса и технического совершенства, а ныне обедневшей и оказавшейся под угрозой сноса, обнаруживает сходство с недавно распавшимся СССР, также долгое время считавшимся передовым и перспективным проектом. Образы москвичек О. Ф. и тети Поли, которые берут опеку над героиней, актуализируют традиционные представления о Москве как о городе-женщине и ассоциируемые с женским началом такие качества, как душевность, радушие, заботливость. Связанные с этими образами пространства (пункт обмена валют, где работает героиня, и квартира, где она снимает комнату) оказываются пространствами доверия, близости, защищенности, поддержки и становятся для Понаехавшей «ее» Москвой.
This article examines the portrayal of Moscow in the book The Newcomer (2011) by Narine Abgaryan. This study aims to identify the distinctive features of Moscow’s image during the 1990s, when the story takes place. The study of the poetics of space in Narine Abgaryan’s works is an important aspect of understanding her creativity. However, The Newcomer has not yet been analyzed from this perspective. This article explores the specific image of Moscow by examining key locations, such as Petrovka and the «Intourist» hotel, as well as the characters of O. F. and Aunt Polly, who play crucial roles in the protagonist’s exploration of the city. Petrovka, described at the beginning of the book, portrays Moscow in crisis, reflecting the socio-cultural realities of the time, including street trading, neglected urban landscapes, mass poverty, and expensive imported goods. As the protagonist rushes along Petrovka for a job interview at a bank, she feels lost, helpless, and alienated in this unfamiliar city. The image of the «Intourist» hotel, once a symbol of progress and technical excellence, now represents impoverishment and the threat of demolition, mirroring the disintegration of the USSR, which was once seen as a promising project. The characters O. F. and Aunt Polly embody traditional representations of Moscow as a nurturing city-woman, associated with qualities such as warmth, hospitality, and care. The spaces connected to these characters, such as the currency exchange point and the rented apartment, become places of trust, closeness, security, and support, forming “her” Moscow for the protagonist in The Newcomer.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/32496
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Источник: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2023. – Т. 9, № 2 (34)
Располагается в коллекциях:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
Humanitates_2023_2_54_68.pdf288.8 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.