Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/33262
Название: | Автор и повествователь в текстах фанфикшн-сообщества (на материале фанфиков по литературной классике) |
Другие названия: | Author and narrator in fanfiction community texts (a study of fanfics based on literary classics) |
Авторы: | Петров, В. В. Petrov, V. V. |
Ключевые слова: | литературоведение фанфикшн классический текст автор нарратор авторская интенция literary criticism fanfiction fan studies literature classic author narrator authorial intent |
Дата публикации: | 2024 |
Издатель: | ТюмГУ-Press |
Библиографическое описание: | Петров, В. В. Автор и повествователь в текстах фанфикшн-сообщества (на материале фанфиков по литературной классике) / В. В. Петров. — Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. — 2024. — Т. 10, № 1 (37). — С. 100–115. |
Аннотация (реферат): | В последнее десятилетие объектом русскоязычных исследований фанфикшн, или fan studies, всё чаще становится непосредственно текст фанфика с его структурными, стилевыми и художественными особенностями. Фигура автора в фанатском сообществе всегда была одной из важнейших точек fan studies; однако на современном этапе исследований социологический аспект авторства изучен гораздо лучше, чем литературоведческий. Действующий в фанфикшн-сообществе особый режим коммуникации усложняет традиционную модель отношений автора и читателя, трансформируя формы взаимодействия фикрайтера и фикридера, что создает определенный пробел в академическом описании форм авторства в фанфикшн. Для поддержания диалога «автор – читатель – первоисточник» фикрайтер вводит специфическую фигуру нарратора. Описав нарратора в фанфиках по мотивам русской классической литературы, сопоставив результаты с метатекстовой информацией (авторская атрибуция фанфика, предисловия и посвящения, комментарии автора и читателей) и дополнив наблюдения результатами глубокого интервью, мы приходим к выводу, что нарратор имеет ряд обязательных и необязательных особенностей, которые позволяют ему выступать внутритекстовым посредником в диалоге автора и читателя. Такой нарратор может быть помещен внутрь фикционального мира в качестве персонажа и одновременно транслировать точку зрения внетекстового автора. При этом данная фигура значительно отличается от традиционного представления о «герое-резонере». Анализ повествовательной структуры показывает, что нарратор в фанфике – это художественная проекция автора фанфика, посредством которой фикрайтер обретает «голос»; часто ни читатели, ни сам автор не могут провести границу между биографическим и художественным автором. Нарратор «создает» историю и синхронно комментирует собственное произведение, управляет героями. Это согласуется с авторской интенцией в фанфике: посредством творческой интерпретации автор «изнутри» и «извне» текста инициирует диалог читателей с классическим текстом-первоисточником. Recent research on Russian-language fanfiction has focused on analyzing the fanfic text itself, exploring its structural, stylistic, and artistic aspects. While the role of the author in the fanfiction community has always been crucial, the current research emphasizes a more comprehensive investigation of the sociological dimension of authorship rather than its literary aspects. The unique communication style prevalent in the fanfiction community challenges the traditional model of author-reader relations, leading to a shift in the dynamics of interaction between ficwriters and ficreaders. This change creates a noticeable gap in the academic understanding of the different forms of authorship in fanfiction. To maintain a meaningful author – reader – original text dialogue, ficwriters introduce a specific narrator persona. Our study, which examines narrators in fanfics based on Russian classical literature through comparative analysis with metatextual information and insights from in-depth interviews, concludes that the narrator possesses both obligatory and optional features. These features enable the narrator to act as an intratextual mediator in the ongoing dialogue between the author and the reader. The narrator seamlessly integrates into the fictional world as a character while conveying the author’s perspective outside the text. This role significantly differs from the conventional concept of a «raisonneur». The analysis of the narrative structure reveals that the narrator in fanfiction serves as an artistic projection of the fanfic author, blurring the lines between biographical and artistic authorship for both readers and the author. The narrator actively contributes to the storytelling process, providing synchronous commentary on their own work and exercising control over the characters. This aligns with the authorial intention in fanfiction, where the author initiates a dialogue between readers and the classic source text, both «from inside» and «outside» the text through creative interpretation. |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): | https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/33262 |
ISSN: | 2500-0896 2411-197Х |
Источник: | Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2024. – Т. 10, № 1 (37) |
Располагается в коллекциях: | Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates
|
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.