Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/35355
Название: | Zoomorphic images in the mythology of the northern Altai: the issue of ethnic and cultural contacts of Siberian peoples |
Другие названия: | Зооморфные образы в мифологии северных алтайцев: к проблеме этнокультурных контактов народов Сибири |
Авторы: | Kuchukova, D. A. Кучукова, Д. А. |
Ключевые слова: | the Altai Republic the northern Altai the Tubalars the Kumandins the Tchelkans кумандинцы тубалары Республика Алтай челканцы северные алтайцы |
Дата публикации: | 2013 |
Издатель: | Tyumen State University |
Библиографическое описание: | Kuchukova, D. A. Zoomorphic images in the mythology of the northern Altai: the issue of ethnic and cultural contacts of Siberian peoples / D. A. Kuchukova // Tyumen State University Herald. — 2013. — № 2 : History. — P. 16–20. |
Аннотация (реферат): | The present article dwells on the results of structural and typological analysis of certain structural and semantic folklore elements of the northern Altai. The subject of the study were images ofa dog, a bear and waterfowl. The studied motifs are not typical of southern Altai folklore, but can be traced back to the oral tradition of neighboring nations. The study of the folklore of the neighboring nations shows that similar ideas are present in Selkups, Khanty and Mansi traditions to a certain extent. Modem studies of historical anthropology and genetics show a link between the northern Altai people and the peoples of Samoyed origin. Similar works are carried out within folklore studies. The data presented indicates that in northern Altai epics, the motifs associated with the dog take a peripheral position, accounting for mythological implications. The image of the bear in the folklore of the northern Altai is rather ambiguous. It correlates to both the upper and the lower worlds. The bear stands for the creator in Selkup mythology, whereas in some myths of the northern Altai the bear is considered to be a creation of Kudaya (a god). In ritual actions, the bear is associated with the lower world. The analysis of waterfowl images creates the most vivid picture. In the folklore of many peoples of Siberia (including the northern Altai), birds were given the role of earth s creators. The study of the folklore of the northern Altai compared to Ural (Finno-Ugric) mythology allows us to distinguish invariant codes that, together with the ethnographic and anthropological data, can be attributed to the «Samoyed cluster». В статье представлены результаты структурно-типологического анализа отдельных структурно-семантических элементов фольклора северных алтайцев. Предметом для изучения послужили образы собаки, медведя и водоплавающих птиц. Рассмотренные мотивы не типичны для фольклора южных алтайцев, однако прослеживаются в устном творчестве соседних народов. Изучение фольклора сопредельных народов показывает, что в определенной степени сходные представления присутствуют у селькупов, хантов и манси. Современные исследования исторической антропологии и генетики демонстрируют связь между северными алтайцами и народами самодийского происхождения. Работы аналогичного направления ведутся в области фольклористики. Представленные материалы свидетельствуют о том, что в эпосе северных алтайцев мотивы, связанные с собакой, занимают периферийное положение, составляя мифологический подтекст. Художественный образ медведя в фольклоре северных алтайцев не однозначный. Он соотносится как с верхним, так и с нижним мирами. Если в селькупской мифологии медведь выступает творцом, то у северных алтайцев в некоторых мифах медведь это творение Кудая (бога). В обрядовых действиях наблюдается связь медведя с нижним миром. Анализ образов водоплавающих птиц показал наиболее ясную картину. В фольклоре многих народов Сибири птицам отводилась роль сотворения земли, в том числе у северных алтайцев. Изучение фольклора северных алтайцев в сравнении с уральской (финно-угорской) мифологией позволяет нам выделить инвариантные ходы, которые вкупе с материалами этнографии, антропологии, их можно отнести к «самодийскому кластеру». |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): | https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/35355 |
ISSN: | 2307-6445 |
Источник: | Tyumen State University Herald. — 2013. — № 2 : History |
Располагается в коллекциях: | Tyumen State University Herald
|
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.