Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/37295
Название: | Методика сопровождения личностного самоопределения будущих педагогов |
Другие названия: | Methods for supporting personal self-determination of future teachers |
Авторы: | Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Neumoeva-Kolchedantseva, E. V. |
Ключевые слова: | педагогическое сопровождение личностное самоопределение социокультурное опосредование (медиация) самореализация самоактуализация индивидуальная траектория развития средства сопровождения методы сопровождения pedagogical support personal self-determination sociocultural mediation selfrealization self-actualization individual development trajectory support means of self-determination support methods of self-determination |
Дата публикации: | 2020 |
Издатель: | Издательство «Мир науки» |
Библиографическое описание: | Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Методика сопровождения личностного самоопределения будущих педагогов / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. — Т. 8, № 3. — С. 47. |
Аннотация (реферат): | В условиях социальной и профессиональной нестабильности и изменчивости особую «остроту» приобретает тезис о роли личности педагога, а личностное самоопределение будущего педагога приобретает приоритетный характер. Личностное самоопределение рассматривается как механизм саморегуляции личности, осуществляющийся в «пространстве возможностей», объективно существующих в образовательном, профессиональном и жизненном контекстах. Понимание деятельностной природы личностного самоопределения позволяет рассматривать его как интерсубъектный феномен в континууме «собственно самоопределение – самореализация – самоактуализация личности» и предполагает нахождение релевантных «помогающих» практик. В качестве одной из таких практик мы предлагаем рассматривать педагогическое сопровождение личностного самоопределения будущих педагогов как своего рода посредничество между студентом и «пространством возможностей». Трактовка сопровождения как посредничества требует поиска соответствующих средств и методов. При этом анализ известных подходов к сопровождению и предлагаемого в них «инструментария» позволяет заключить, что он, как правило, носит формализованный характер и не ориентирован на осуществление посреднической функции. В связи с этим проблемой настоящего исследования является недостаточный уровень концептуального обоснования и практической разработки методики педагогического сопровождения, релевантной его назначению (опосредование личностного самоопределения), а значит, и характеру личностного самоопределения. Представленная в исследовании методика сопровождения включает: сопровождение на этапе «собственно самоопределения»; сопровождение на этапе самореализации; сопровождение на этапе самоактуализации личности. В качестве основного средства сопровождения, интегрирующего прочие средства (словесные и действенные) и методы (анализ проблемных ситуаций и моделирование ситуаций ценностного выбора, игровое имитационное моделирование, профессиональные и социально-коммуникативные пробы, нарративные и рефлексивные методы), мы рассматриваем индивидуальную траекторию развития студента. Опыт локального опробования методики позволяет позитивно оценить ее результативность. В целом, материал исследования может стать своего рода «стимулом» для дальнейшего осмысления назначения педагогического сопровождения, обогащения его контента и разработки «инструментария»; способствовать становлению педагогического сопровождения личностного самоопределения будущего педагога как востребованной в современных условиях, фасилитирующей по своей сути, комплексной гуманитарной образовательной практики. In conditions of social and professional instability and variability, the thesis about the role of the teacher's personality becomes especially «acute», and the personal self-determination of the future teacher becomes a priority. Personal self-determination is considered as a mechanism of personality self-regulation, carried out in the «space of possibilities», objectively existing in educational, professional and life contexts. Understanding the activity nature of personal self-determination allows us to consider it as an intersubject phenomenon in the continuum «self-determination itself – self-realization – self-actualization of the personality» and involves finding relevant «assisting» practices. As one of these practices, we propose to consider the pedagogical accompaniment for personal self-determination of future teachers as a kind of mediation between the student and the «space of opportunities». Interpreting the support as mediation requires the search for appropriate means and methods. At the same time, an analysis of the well-known approaches to accompaniment and the «tools» proposed in them allows us to conclude that it, as a rule, is formalized and does not focus on the mediation function. In this regard, the problem of this study is the insufficient level of conceptual justification and practical development of the pedagogical support methodology relevant to its purpose (mediating personal self-determination), and therefore the nature of personal self-determination. The technique of supporting presented in the research includes: support at the stage of «self-determination itself»; support at the stage of self-actualization; support at the stage of personal self-actualization. As the main support tool integrating other means (verbal and effective) and methods (analysis of problem situations and modeling of value choice situations, game simulation, professional and social-communication tests, narrative and reflexive methods), we consider the individual trajectory of the student's development. The experience of local testing of the method allows us to positively assess its effectiveness. In general, the research material can become a kind of «incentive» for further understanding the purpose of pedagogical support, enriching its content and developing «tools»; contribute to the formation of pedagogical support for personal self-determination of the future teacher as demanded in modern conditions, facilitating in its essence, a comprehensive humanitarian educational practice. |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): | https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/37295 |
ISSN: | 2658-6282 |
Источник: | Мир науки. Педагогика и психология. 2020. — Т. 8, № 3 |
Располагается в коллекциях: | Научные сборники, статьи, препринты |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
2658-6282_2020_3_66PDMN32.pdf | 676,63 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.