Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/37300
Название: Актуальный уровень смысложизненных ориентаций будущих педагогов и перспективы их личностного самоопределения
Другие названия: The current level of life-meaning orientations of future teachers and the prospects of their personal self-awareness
Авторы: Неумоева-Колчеданцева, Е. В.
Neumoeva-Kolchedantseva, E. V.
Ключевые слова: личностное самоопределение
смысловая саморегуляция
самодетерминация
смысложизненные ориентации личности
личностный потенциал
перспективы личностного самоопределения
педагогическое сопровождение
personal self-awareness
semantic self-regulation
self-determination
life-meaning orientations of a person
personal potential
prospects for personal self-awareness
pedagogical support
Дата публикации: 2021
Издатель: ИП Клюев А. В.
Библиографическое описание: Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Актуальный уровень смысложизненных ориентаций будущих педагогов и перспективы их личностного самоопределения / Е. В. Неумоева-Колчеданцева // Вестник педагогических наук. — 2021. — № 5. — С. 57-62.
Аннотация (реферат): Актуальность исследования определяется трансформацией педагогического образования в постнеклассической перспективе. В русле постнеклассической парадигмы образования в статье рассматривается личностное самоопределение будущих педагогов как процесс, характеризующий динамику развития личности. Педагогическое образование и педагогическая деятельность рассматриваются как важнейшие контексты личностного самоопределения будущих педагогов. В контексте субъектно-деятельностного подхода личностное самоопределение рассматривается в связи с самодетерминацией личности (самоопределение – своего рода «переход» от дорефлексивного к рефлексивному способу жизни); смысложизненные ориентации рассматриваются как показатель деятельностной включенности, персональной ответственности и сознательной организации собственной жизни, сознательного выстраивания ее стратегии. В контексте экзистенциально-гуманистического подхода личностное самоопределение рассматривается как механизм смысловой саморегуляции. В связи с этим оценка смысложизненных ориентаций личности рассматривается как основание для прогнозирования перспектив личностного самоопределения. Приводятся результаты экспериментального исследования, позволяющие оценить уровень осмысленности жизни будущих педагогов, результаты «соотношения» «смыслового прошлого», «смыслового настоящего», «смыслового будущего», внутренний локус контроля. Преобладание средних значений по показателям, а также интерпретация конкретных результатов позволяют обозначить перспективы личностного самоопределения будущих педагогов: построение «смыслового будущего»; достижение баланса между «смысловым прошлым, настоящим и будущим»; повышение личностного потенциала. Реализация обозначенных перспектив связывается с практикой педагогического сопровождения личностного самоопределения будущих педагогов.
The relevance of the research is determined by the transformation of teacher education in a post-nonclassical perspective. In line with the post-nonclassical paradigm of education, the article examines the personal self-awareness of future teachers as a process that characterizes the dynamics of personality development. Pedagogical education and pedagogical activity are considered as the most important contexts of personal selfawareness of future teachers. In the context of the subject-activity approach, personal self-awareness is considered in connection with the self-determination of the individual (self-determination is a kind of «transition» from the prereflective to the reflexive way of life); life-meaning orientations are considered as an indicator of activity-related involvement, personal responsibility and conscious organization of one's own life, conscious building of its strategy. In the context of the existential-humanistic approach, personal self-awareness is considered as a mechanism of semantic self-regulation. In this regard, the assessment of the life-meaning orientations of the individual is considered as the basis for predicting the prospects for personal self-awareness. The article presents the results of an experimental study, allowing to assess the level of meaningfulness of the life of future teachers, the results of the «correlation» of the «semantic past», «semantic present», «semantic future», the internal locus of control. The predominance of average values in terms of indicators, as well as the interpretation of specific results, allow us to outline the prospects for the personal self-awareness of future teachers: building a «semantic future»; achieving a balance between «semantic past, present and future»; increasing personal potential. The implementation of the designated prospects is associated with the practice of pedagogical support for the personal self-awareness of future teachers.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/37300
ISSN: 2687-1661
Источник: Вестник педагогических наук. — 2021. — № 5
Располагается в коллекциях:Научные сборники, статьи, препринты

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
2687-1661_2021_5_57_62.pdf1,04 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.