Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7399
Название: Рефлексия собственного и чужого творчества в рассказе «Василий Шишков» и стихотворении «Поэты» В. Набокова
Другие названия: Nabokov’s reflection on his own and others’ works in the short novel “Vasiliy Shishkov” and poem “The poets”
Авторы: Rogacheva, N. A.
Drozdova, A. O.
Рогачёва, Н. А.
Дроздова, А. О.
Ключевые слова: perceptual imagery
point of view
Nabokov
French period
“Vasiliy Shishkov”
“The Poets”
artistic identity
перцептивная образность
точка зрения
Набоков
французский период
«Василий Шишков»
«Поэты»
творческая идентичность.
Дата публикации: 2020
Издатель: Издательство Тюменского государственного университета
Библиографическое описание: Рогачёва, Н. А. Рефлексия собственного и чужого творчества в рассказе «Василий Шишков» и стихотворении «Поэты» В. Набокова / Н. А. Рогачёва, А. О. Дроздова. – Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2020. – Т. 6, № 2(22). – С. 64-78.
Аннотация (реферат): The problem of Nabokov’s artistic identity is relevant for contemporary literature studies. The researchers interpret writer’s estimation of his Russian works differently: in his American years, Nabokov (1) created a new artistic identity (A. Dolinin) and started a new career (N. Cornwell) or (2) developed his general themes (B. Boyd), targeted at English readers. The unique status of the texts written in French is defined by their “phantom” nature (M. Malikova) and the “final work with the literature legacy” (A. Babikov). In our research, the problem of Nabokov’s identity is analyzed for the first time in its connection with the methods of creation of the “phantom” fictional world. Our research subject includes the poem “The Poets” and the short story “Vasiliy Shishkov”. The texts are considered within the literary-critical and artistic contexts. The purpose of this article is to determine how the reflection of one’s own and other people’s creativity is built in these works, taking into account that perceptual imagery serves as tools for aesthetic assessment for Nabokov. The main research method in the work is structuralsemiotic analysis: perceptual images are characterized by the variety of their localization, by the method of creation and distribution, by their attitude to the background, etc. The structuralsemiotic approach to the analysis of literary texts has revealed the value of “phantom” or “distinctness” in Nabokov’s artistic optics. The intensity of sensations is directly related to the status of the subject of perception and to its position in the hierarchy of fictional worlds (Vasily Shishkov is the fiction of the narrator, the narrator is the fiction of the emigrant writer Nabokov). The impossibility of reliable perception, its continuity and limitation within the framework of an entire era or individual life are assessed by Nabokov as important conditions for creative development, especially significant in a situation of reflection on a new addressee art creation.
Проблема художественной идентичности Владимира Набокова остается актуальной в современном литературоведении. Исследователи по-разному интерпретируют оценку Набоковым собственного русскоязычного творчества: в американские годы Набоков 1) конструирует новую писательскую идентичность (А. Долинин), начинает новую карьеру (Н. Корнуэлл) или 2) развивает основные темы своих русскоязычных произведений (Б. Бойд), адресуясь к англоязычному читателю. Уникальный статус произведений французского периода определяется тем, что их корпус состоит из «фантомных» текстов (М. Маликова), где представлена «эпилогическая работа с литературным наследством» (А. Бабиков). В предлагаемом исследовании впервые проблема творческой идентичности Набокова рассматривается в связи с приемами создания «фантомного» художественного мира. Объектом исследования являются стихотворение «Поэты», опубликованное под псевдонимом «Василий Шишков», и рассказ «Василий Шишков». Тексты рассматриваются с учетом литературно-критического и художественного контекстов. Цель исследования – определить, как в этих произведениях выстраивается рефлексия собственного и чужого творчества, учитывая, что инструментами эстетической оценки служит для Набокова перцептивная образность. Основной метод исследования – структурно-семиотический анализ: перцептивные образы характеризуются в многообразии их локализации, способа создания и распространения, отношения к фону и т. д. Структурно-семиотический подход к анализу художественных текстов позволил выявить ценностное значение «призрачности» или «отчетливости» в художественной оптике Набокова. Интенсивность ощущений напрямую связана со статусом субъекта восприятия и с его позицией в иерархии художественных миров (Василий Шишков – вымысел рассказчика, рассказчик – вымысел писателя-эмигранта Набокова). Невозможность достоверного восприятия, его непрерывность и ограниченность в рамках целой эпохи или индивидуальной жизни оцениваются Набоковым как важные условия для творческого развития, особенно значимые в ситуации размышлений о новом адресате художественного творчества.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7399
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Источник: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2020. – Т. 6, № 2(22)
Располагается в коллекциях:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
humanitates_2020_2_64_78.pdf394.28 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.