Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7464
Title: О драматургических принципах Д. Н. Мамина-Сибиряка: комедия «На золотом дне» («Золотопромышленники»)
Other Titles: About dramaturgical principles of D. N. Mamin-Sibiryak: comedy “The owners of gold mines”
Authors: Zyryanov, O. V.
Зырянов, О. В.
Keywords: D. N. Mamin-Sibiryak
comedy “The Owners of Gold Mines”
household chronicle
“plays of life” by A. N. Ostrovsky
“The Power of Darkness” by L. N. Tolstoy
psychological conflict
anthropological concept
author’s axiology
Д. Н. Мамин-Сибиряк
комедия «На золотом дне»
бытовая хроника
«пьесы жизни» А. Н. Островского
«Власть тьмы» Л. Н. Толстого
психологический конфликт
антропологическая концепция
авторская аксиология
Issue Date: 2021
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Зырянов, О. В. О драматургических принципах Д. Н. Мамина-Сибиряка: комедия «На золотом дне» («Золотопромышленники») / О. В. Зырянов. – Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2021. – Т. 7, № 4(28). – С. 101-114.
Abstract: The article presents the experience of referring to the little-studied part of the creative heritage of Mamin-Sibiryak – his first dramatic work, the play “The Owners of Gold Mines”. The creative history of this work is traced, a comparative analysis of the printed magazine version of the play and the later edition, which remained in the white manuscript, is carried out. The author made the order of the changes in the genre nominations of the play by himself (from comedy to drama and everyday chronicle and, vice versa, to comedy). The logic of significant adjustment of the system of characters and the nature of the dramatic conflict, as well as the change in the leading axiological attitudes of the author-playwright's consciousness, is revealed. As a fundamental feature of the plot-compositional construction of the play “The Owners of Gold Mines”, Mamin's synthesis of novel and dramatic forms was recognized, which was most clearly manifested in his orientation towards the theatrical tradition of the “plays of life” of A. N. Ostrovsky, on panoramic illumination of the “dark kingdom” gold miners. In the course of the analysis of the dramatic development of the action, it is shown how the comedy of social and everyday situations organically flows into a real family-psychological tragedy of passionate obsession and painful conscience, complicated by individual melodramatic elements. The emphasis in the spiritual and moral issues of the play on the plot of sin and repentance, of the popular Christian view of human nature makes the work in question related to the folk parable drama of L. N. Tolstoy “The Power of Darkness”. In the conclusion, it is suggested that in the first play, Mamin the playwright is already coming close to the stage discoveries of the existential psychological drama (comedy) of A. P. Chekhov, which will be even more tangibly manifested in the next dramatic work of the Ural writer – the comedy “Little Truth”.
В статье представлен опыт обращения к малоизученной части творческого наследия Мамина-Сибиряка – его первому драматическому произведению, пьесе «На золотом дне» («Золотопромышленники»). Прослежена творческая история этого произведения, осуществлен сравнительный анализ печатного журнального варианта пьесы и более поздней редакции, оставшейся в беловой рукописи. Отмечен порядок произведенных самим автором изменений жанровых номинаций пьесы (от комедии к драме и бытовой хронике и, обратно, к комедии), раскрыта логика существенной корректировки системы персонажей и природы драматического конфликта, а также смены ведущих аксиологических установок сознания автора-драматурга. В качестве принципиальной особенности сюжетно-композиционного построения пьесы «На золотом дне» признан осуществленный Маминым синтез романной и драматической форм, наиболее ярко сказавшийся в его ориентации на театральную традицию «пьес жизни» А. Н. Островского, на панорамное освещение «темного царства» уральских золотопромышленников. В ходе анализа драматического развития действия показано, как комедия социально-бытовых положений органично перетекает в осложненную отдельными мелодраматическими элементами настоящую семейно-психологическую трагедию страстной одержимости и болезненных мучений совести. Акцентирование в духовно-нравственной проблематике пьесы сюжета греха и покаяния, народно-христианского взгляда на природу человека роднит рассматриваемое произведение с народно-притчевой драмой Л. Н. Толстого «Власть тьмы». В заключении высказано предположение о том, что в своей первой пьесе Мамин-драматург уже вплотную подходит к сценическим открытиям экзистенциально-психологической драмы (комедии) А. П. Чехова, что еще более ощутимо проявится в следующем драматическом произведении уральского писателя – комедии «Маленькая правда».
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7464
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2021. – Т. 7, № 4(28)
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
humanitates_2021_4_101_114.pdf445.72 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.