Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7470
Название: Читаем о Сибири: проза Н. А. Лухмановой в иностранной аудитории
Другие названия: Reading about Siberia: N. A. Lukhmanova’s prose in a foreign audience
Авторы: Pershina, A. I.
Ertner, E. N.
Першина, А. И.
Эртнер, Е. Н.
Ключевые слова: regional literature
Russian as a foreign language
geopoetics
mythopoetics of Siberia
региональная литература
русский язык как иностранный
лингвокультурология
Н.А.Лухманова
геопоэтика
мифопоэтика
сибирский текст
город как текст
Дата публикации: 2021
Издатель: Издательство Тюменского государственного университета
Библиографическое описание: Першина, А. И. Читаем о Сибири: проза Н. А. Лухмановой в иностранной аудитории / А. И. Першина, Е. Н. Эртнер. – Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2021. – Т. 7, № 4(28). – С. 192-208.
Аннотация (реферат): The relevance of the work is due to the urgent need in literary science to introduce new texts into the scientific circulation and into the practice of teaching Russian as a foreign language, deepening the understanding of the phenomenon of Siberia. This study is a methodological development of classes on the analysis of a literary text in a foreign audience, which can be used in the study of Russian as a foreign language, an elective course in literary local history. The didactic material was based on the texts of the Petersburg writer N. A. Lukhmanova, living in 1800-1805 in Tyumen. Lukhmanova recreated the geopoetic image of the land in the essays “Kerzhaki in the Taiga”, “Belokrinitsky Bishop Afanasy”, “In remote places”, united under the general title “Essays from Life in Siberia” (1896). “Essays from life in Siberia” written by N. А. Lukhmanova, which are the object of this study, are written on the basis of personal experiences by the author of Western Siberia. The position of the “alien”, in which the author and his heroes are in relation to Siberia, is close to the position of foreign students who come to this region. In this regard, the artistic image of Western Siberia becomes a valuable linguodidactic material, and the texts representing this space receive a high linguoculturological potential. The novelty of the presented research is determined by the appeal to the progressive scientific methodology, interdisciplinary direction – geopoetics, which makes it possible to reveal the peculiarities of the landscape imagery of the space represented in the literary text. In the context of this methodological direction, this research has developed methodological principles and techniques for studying “Siberian” texts in a foreign audience.
Актуальность работы обусловлена назревшей в литературоведческой науке необходимостью введения в научный оборот и в практику преподавания русского языка как иностранного новых текстов, углубляющих представление о феномене Сибири. Настоящее исследование представляет собой методическую разработку занятий по анализу художественного текста в иностранной аудитории, которая может быть использована в рамках изучения русского языка как иностранного, элективного курса по литературному краеведению. В основу дидактического материала легли тексты петербургской писательницы Н. А. Лухмановой, проживавшей в 1800-1805 гг. в Тюмени. Геопоэтический образ края Лухманова воссоздала в очерках «Кержаки в тайге», «Белокриницкий архиерей Афанасий», романе «В глухих местах», объединенных автором под общим названием «Очерки из жизни в Сибири» (1896 г.). Книга «Очерки из жизни в Сибири» Н. А. Лухмановой, являющаяся объектом настоящего исследования, написана на основе личных переживаний автором Западной Сибири. Позиция «чужого», в которой находится сам автор и его герои по отношению к Сибири, близка позиции приезжающих в этот регион иностранных студентов. В этой связи художественный образ Западной Сибири становится ценным лингводидактическим материалом, а репрезентирующие данное пространство тексты получают высокий лингвокультурологический потенциал. Новизна представленного исследования определена обращением к прогрессивной научной методологии, междисциплинарному направлению – геопоэтике, позволяющему выявить особенности ландшатной образности репрезентируемого в художественном тексте пространства. В контексте данного методологического направления в настоящем исследовании разработаны методические принципы и приемы изучения «сибирских» текстов в иностранной аудитории, направленные на нахождение и извлечение национально-культурной, фоновой информации, сопоставление и сравнение представленных фрагментов текста, их осмысление и интерпретацию.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7470
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Источник: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2021. – Т. 7, № 4(28)
Располагается в коллекциях:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
humanitates_2021_4_192_208.pdf450.08 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.