Abstract: | As one of the means by which transportation is experienced, the sound of vehicles is a constitutive element of numerous works in English and American popular music of the late 20th century. Through either reproduction or various forms of imitation, the sonic evocation of vehicles is as much a creative process in itself as a component in more complex semiotic structures: it functions concomitantly with verbal and/or visual discourse to augment narrative or the expression of emotional states, notably the exhilaration associated with speed. The representation of vehicles in popular music thus appears as a modern example of Edmund Burke’s aesthetic of the Sublime. В статье рассматриваются семиотические и эстетические аспекты звуков транспортных средств, таких как поезд, машина, мотоцикл, самолет, на примере музыкальных произведений английской и американской музыки конца XX века. С появлением и развитием транспортных средств возросла их популярность в музыкальной среде. Так, например, песни, в которых присутствует тема поезда и его звуковая репрезентация, впервые появились в США в 1828 г. и остаются популярными до настоящего времени. Во многих музыкальных произведениях песенного жанра имитация звуков транспортных средств является одним из ярких невербальных выразительных средств наряду с различными лингвистическими, визуальными и музыкальными выразительными средствами. Эффект аутентичности при имитации звуков транспортных средств достигается либо путем внедрения в музыкальное произведение записи реальных звуков, издаваемых транспортными средствами (см. The Beatles «Back in the USSR», Johnny Cash, альбом «The Rambler», Kiss «Detroit Rock City»), либо посредством имитации звуков транспортных средств при помощи музыкальных инструментов (см. JohnnyCash «Orange Blossom Special», Led Zeppelin «Poor Tom», Willie Nelson «On the road again» (звук поезда), Arkie Shibley «Hot Rod Race, George Jones «The Corvette song» (звук автомобиля), Meatloaf «Bat out of hell», Motley Crue «Kickstart my heart (звук мотоцикла), Slade «Wheels ain’t comin’ down», The Animals «Sky Pilot», The Ibanez «Airplane flanger» (звук самолета)). С точки зрения семиотики звуки транспортных средств являются знаками-индексами, так как звук указывает на присутствие транспортного средства. Если же звук воспроизводится музыкальным инструментом, то он является иконическим знаком. С точки зрения стилистики звуки транспортных средств являются метонимическими комплексами, ассоциирующими звуки с различными транспортными средствами. Включение звуков транспортных средств в музыкальное произведение придает последнему бояльшую выразительность, передает эмоциональное состояние восторга, ассоциирующегося с ощущением движения, ритма и скорости. Имитация звуков транспортных средств в популярной музыке является современным примером эстетики возвышенного (в концепции Эдмунда Берка), которая является предтечей романтизма в литературе. Эстетика возвышенного заключается в осознании мощи, грандиозности, исключительности предмета или явления, которые не представляют непосредственной угрозы созерцающему его человеку. В противном случае разрушаются сами условия эстетического восприятия. Романтик XIX столетия испытывал чувство возвышенного на вершине горы, глядя на бесконечную линию горизонта или на штормящее море. Транспортные средства в равной степени могут выполнять данную функцию, выступая в качестве источников возвышенного и грандиозного. Их внушительные размеры вызывают восхищение и страх. И несмотря на то, что со временем транспортные средства стали повседневным явлением, их техническое усовершенствование, скорость, мощь продолжают вызывать восхищение и эстетическое наслаждение, которое становится частью музыкальных композиций. |