Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14083
Title: Феномен избранничества в художественном тексте языческого типа (на материале русскоязычной прозы писателей северной Азии 1980–1990-х годов)
Other Titles: Phenomenon of a chosen person in a literary text of a pagan type (based on Russian prose writer of north Asia 1980-1990)
Authors: Lagunova, O. K.
Лагунова, О. К.
Keywords: Aypin
universe
selection
space
chaos
Aitmatov
Nerkagi
Айпин
пространство
избранничество
космос
хаос
Неркаги
Айтматов
Issue Date: 2015
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Лагунова, О. К. Феномен избранничества в художественном тексте языческого типа (на материале русскоязычной прозы писателей Северной Азии 1980-1990-х годов) / О. К. Лагунова // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2015. – Т. 1, № 1(1). – С. 90-99.
Abstract: Literature of indigenous peoples of Northern Asia (Kyrgyz, Nenets, Khanty, and others), relating to the literatures of the traditional type, or the transition from a syncretic to traditional type, naturally rely axiology, poetics and rhetoric on myth and folklore. This link though committed, but rarely specifically and consistently identified and investigated, especially on the diversity of national material. This article is specific, precisely such an approach. Mythological picture of the world, by moving from chaos to cosmos, requires author’s toolkit, to the satisfaction of the reader provides this mechanism. The phenomenon of status as the chosen acts of the literary culture structuring the text element. It technologically included special artistic space and time, plot situation, the system of characters, narrative composition, speech system, associative background. However, these poetical tools systematically subject to value and the rhetorical duty is to convince the reader and connect it to the author’s logic pronouncing superior moral truth as truth nationwide. The knowledge of this truth and the right pronouncing its author is being devoted to the Word and gifts him the Words of the Almighty. Therefore the phenomenon being devoted to the literature of this type is related not only to the object-subject structure of the text, but also to the author’s worldview. It, in turn, becomes substance (in the Hegelian sense), becomes the voice of finished common meanings and forces that are eternal, which is unavoidable, appear in Genesis and through Genesis, and therefore always find a favorite person expressing themselves. This chosen one, although it looks in the scope of earthly life as a sacrifice, but essentially he is the eternal, ever-living, the Word itself that he is in mortal life. This Word contains both his actions and action become Destiny. As the elect, he could not escape this Fate, the hero of her only carries out, and therefore cannot be personalized.
Литературы коренных народов северной Азии (киргизская, ненецкая, хантыйская и ряд других), относящиеся к литературам традиционалистского типа или переходного от синкретического к традиционалистскому типу, закономерно опираются в своей аксиологии, поэтике и риторике на миф и фольклор. Эта связь хотя и фиксируется, но редко предметно и последовательно выявляется и исследуется, тем более на разнонациональном материале. Данная статья специфична именно таким подходом. Мифологическая картина мира, организуемая как движение от хаоса к космосу, требует от автора инструментария, убедительно для читателя обеспечивающего данный механизм. Феномен избранничества выступает в данной литературной культуре структурирующим текст элементом. В него технологически включаются особые художественные пространство и время, сюжетная ситуация, система персонажей, повествовательная композиция, речевой строй, ассоциативный фон. Однако эти средства поэтики системно подчиняются ценностному и риторическому заданию – убедить читателя и подсоединить его к авторской логике выговаривания высшей нравственной правды как правды общенародной. Знание этой правды и право выговаривания ее автору обеспечивается его посвященностью в Слово и дарованностью ему Слова Всевышним. Поэтому феномен посвященности в литературах данного типа имеет отношение не только к объектно-субъектной структуре текста, но и к авторскому мировидению. Оно же, в свою очередь, субстанциализируется (в гегелевском смысле), становится голосом общих готовых смыслов и сил, которые вечны, неустранимы, проступают в бытии и через бытие, а потому всегда находят избранного выразителя себя. Этот избранник, хотя и выглядит в кругозоре земной жизни как жертва, но сущностно он является вечным, вечно живым, как само Слово, которое он представляет в земной жизни. Это Слово одновременно содержит его поступок и действие, становящиеся Судьбой. Как избранник, он не может уклониться от данной Судьбы, герой ее лишь осуществляет, поэтому и быть индивидуализированным не может.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14083
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2015. – Т. 1, № 1(1)
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Лагунова.pdf1.63 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.