Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14136
Title: Формирующее тестирование как метод структурирования и систематизации знаний
Other Titles: Forming testing as a method of structuring and systematization of knowledge
Authors: Дегтярев, Сергей Николаевич
Sergey, N. Degtyarev
Keywords: Формирующее тестирование;a test-map;graphical representation;creativity;concept structures;Forming testing;тест-карта;графическая репрезентация;креативность;концептуальные структуры
Issue Date: 2015
Citation: Дегтярев, С. Н. Формирующее тестирование как метод структурирования и систематизации знаний / С. Н. Дегтярев // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2015. - Т. 1, № 3 (3). - С. 207-224.
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Том 1 №3(3)
Abstract: В статье рассматривается практика обновления дидактических средств в системе школьного образования, способствующая решению психолого-педагогической проблемы повышения креативного потенциала учащихся в рамках решения задач развивающего обучения. Целью исследования является изучение возможностей логико-графических средств тестирования в структуризации знаний старшеклассников, в оценке степени сформированности концептуальных структур, влияющих на показатели развития понятийного мышления и креативности. Предполагается, что тесты, выполненные в логико-графическом формате, т. е. тест-карты, способствуют структурированию и систематизации знаний учащихся, формированию концептуальных структур, отражающих содержание изученного учебного материала.Особенности структурирования учебной информации в сознании учащихся изучались с помощью методики семантического дифференциала и карт-репрезентаций. Участники — учащиеся 11-х классов (101 человек, из них 58 юношей, возраст 16-17 лет). Обнаружен достоверный эффект влияния работы учащихся с тест-картами на структурную организацию их знаний. В экспериментальной группе получены статистически достоверные (уровень значимости 0.001) различия по объему отраженных в картах-репрезентациях и в кластерных диаграммах структурных элементов. Обнаружена положительная корреляционная связь между результатами, полученными с помощью карт и кластерных диаграмм. На основе этой связи можно заключить, что структура карты-репрезентации, выполненной испытуемым, отражает структуру семантических пространств ключевых понятий освоенного им учебного материала. Следовательно, через логико-графическую репрезентацию можно получить информацию о сформированности концептуальных структур.Таким образом, использование тестов, выполненных в логико-графическом формате, положительно влияет на формирование концептуальных структур через механизмы осознанного и неосознанного восприятия информации, что дает основание отнести их к средствам формирующего . The article deals with the practice of updating didactic means in the system of school education, contributing to the solution of psychological-pedagogic problem of the increase of pupils' creative potential within solving the tasks of developing teaching. The aim of this research is the study of possibilities of logical-graphical means of testing in the structuring of pupils' knowledge, in the assessment of the degree of a concept structures formation, influencing the index of notion thinking development and creativity. It is supposed that tests, made in logical-graphical format, i. e. test-maps, contribute to the structuring and systematizing of pupils' knowledge, form concept structures, and reflect the contents of the studied school material. The peculiarities of structuring school information in pupils' minds were studied with the help of the method of semantic differential and map-representations. The participants were pupils of the 11 grade (101 people with 45 boys among them at the age of 16-17). The author of the article revealed accurate effect of influence of pupils' work with test-maps on the structural organization of their knowledge. In the experimental group statistically reliable differences were received (the level of importance is 0.001) according to the amount of material reflected in map-representations and in cluster diagrams of structured elements. A positive correlation between the results received with the help of maps and cluster diagrams was discovered. On the basis of this we can draw a conclusion that the structure of a map-representation, filled in by a pupil, reflects the structure of semantic spaces of key notions of the studied school material. Therefore, the information on formation of concept structures can be received with the help of logical-graphical representation. The use of tests, fulfilled in logical-graphical format, positively influences the formation of concept structures through the mechanisms of recognized and non-recognized perception of information that gives the right to refer them to the means of forming testing.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14136
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
Дегтярев.pdf4,34 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.