Abstract: | Anthems originated in ancient Greece as praise songs and evolved together with historical, cultural and social spheres of human activity. Therefore, the article highlights the development stages of the revolutionary anthem as a specific genre. The author covers the etymology of the word «anthem» and observes hymnal poetry formation tendencies through centuries. He also examines specific examples which illustrate religious and national character of anthems. According to the author’s opinion revolutionary anthems are of paramount importance since during the proletarian revolution in Germany, France, Poland, Russia, and the USA they motivated people, helped them to fight for universal human rights and led to the social reconstruction of the world. Analyzing such anthems as «La Marseillaise» (France, 1792), «The Internationale» (France, 1871), «Warszawianka» (Poland, 1879), and «Boldly, comrades, in the leg» (Russia, 1897), the author emphasizes their importance, focuses on their manipulative potential, and recognizes revolutionary anthems as a powerful influence tool in the form of text and music unity. Зародившись изначально в Древней Греции, гимны как торжественные хвалебные песни в честь Богов получали свое дальнейшее историческое развитие и видоизменение в зависимости от этапов развития человечества, культур и социальных процессов, происходящих в каком-либо обществе. Поэтому в рамках данной статьи автор отражает этапы становления революционного гимна, и, начиная с этимологии слова «гимн», прослеживает тенденции в формировании гимнической поэзии сквозь отдельные века. Рассматривая на конкретных примерах религиозный и национальный характер гимнов, автор особо подчеркивает значимость революционных гимнов, акцентируя внимание на том, что с появлением именно пролетарского движения и классовой борьбы в Германии, Франции, Польше, России, США сформировались интернациональные по содержанию революционные гимны, охватившие неудержимое стремление к социальному переустройству мира, напряженную атмосферу митингов, локальных забастовок, стачек и баррикадных боев, яростную и бескомпромиссную борьбу за общечеловеческие права и ликвидацию повсеместно тяжелых эксплуатационных условий труда («Марсельеза» (Франция, 1792), «Интернационал» (Франция, 1871), «Варшавянка» (Польша, 1879), «Смело, товарищи, в ногу» (Россия, 1897). Исследуя данные революционные гимны, автор статьи подчеркивает их значимость, заостряет внимание на их манипулятивном потенциале, признавая революционные гимны мощным средством воздействия в виде единства текста и его музыкального сопровождения. |