Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14172
Title: Формирование практикоориентированной исследовательской деятельности студентов – будущих педагогов
Other Titles: Formation of pedagogical practice-oriented research activities of students – future teachers
Authors: Belyakova, E. G.
Белякова, Е. Г.
Keywords: integration of fundamental and practical components of teacher training at university
practice-oriented research activities
teacher training education
педагогическое образование
интеграция фундаментальности и практикоориентированности подготовки педагога в вузе
практикоориентированная исследовательская деятельность
Issue Date: 2015
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Белякова, Е. Г. Формирование практикоориентированной исследовательской деятельности студентов – будущих педагогов / Е. Г. Белякова // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2015. – Т. 1, № 4(4). – С. 239-250.
Abstract: The relevance and novelty of the research is associated with the search for the ways to ensure the process of formation of pedagogical practice-oriented research activities of students-future teachers. The system of hermeneutical, meaning foregrounding, practice and designing, and reflexive procedures, stimulates the development of the ability to conceptualize pedagogical phenomenon, both in the languages of theory and practice, and conceptually and creatively approach the solution of vocational and practical problems, meaningfully design and implement pedagogical activities. Systematic implementation of the proposed procedures enables to create conditions for students to develop meaningful, orientational, and executive components of pedagogical activity at the level of recognized professional experience. The ability to achieve the integration of fundamental and practical orientation of training future teachers was tested at the example of particular disciplines. Diagnostic data derived from observation, survey and analysis of activity results allow us to conclude that proposed procedures are productive for the formation of meaningful experience of pedagogical activity of students. The results of the study can be used as a guide in the development of teaching methods and organization of practice for «Teacher Training Education» at university.
Актуальность и новизна исследования связывается с поиском способов формирования практикоориентированной исследовательской деятельности студентов – будущих педагогов. Разработаны и апробированы специальные процедуры, дополняющие метод профессиональной пробы, и реализующие условия для освоения студентами смыслового, ориентировочного и исполнительского компонентов педагогической деятельности. В модифицированном варианте профессиональной пробы на этапе проектирования, реализации и ретроспективного анализа профессионального действия процедуры стимулируют развитие осмысленного опыта педагогической деятельности студентов. Смыслоактуализирующие процедуры актуализируют личностный смысл предстоящего действия, мотивацию и профессиональную ответственность через беседы, дискуссии, деловые и ролевые игры, анализ монографических описаний, самоанализ, интерпретацию педагогических текстов. Исследовательско-проектировочные процедуры реализуются через мини-исследование в рамках конкретной практической задачи. Практико-проектировочные процедуры включают проектирование содержания конкретных педагогических мер применительно к реальному образовательному процессу посредством имитационного моделирования, метода микропреподавания, тренинга педагогических умений. Рефлексивные процедуры актуализируют осмысление процесса, результатов и ценностных оснований профессионально-педагогической деятельности через подготовку мини-сочинений, самоанализ, фокусированное интервью, беседы и дискуссии. Герменевтические процедуры организуют процесс понимания педагогической реальности на языках теории и практики через анализ и интерпретацию конкретных ситуаций, текстов, результатов наблюдений, составление описаний феноменов и их научное определение, «ретерминологизацию». Процедуры апробированы в курсе «Психолого-педагогический мониторинг». Диагностические данные, полученные в ходе наблюдения, опроса и анализа отчетов по практике, позволяют сделать вывод о продуктивности процедур для формирования способности осмысленного проектирования и реализации практической деятельности. Результаты исследования могут использоваться в качестве ориентира при разработке методик обучения и организации практик для направления «Педагогическое образование».
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14172
https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14172
ISSN: 2411-197Х
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2015. – Т. 1, № 4(4)
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
239-250.pdf449.3 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.