Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14217
Title: От мира идей эллинов к «нефигуративному» мышлению в изобразительном искусстве
Other Titles: From the Greek World of Ideas to Non-Figurative Thinking in the Graphic Arts
Authors: Шохов, К. О.
Konstantin, O. Shokhov
Keywords: Эстетическая антропология;image in the art;meaning;embodiment;idea;non-figurative art;Aesthetic anthropology;образ в искусстве;смысл;телесность;идея;нефигуративное искусство
Issue Date: 2013
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates. Философия 2013
Abstract: статье делается попытка посмотреть на генезис нефи- гуративного искусства с точки зрения эстетической антропологии. «Нефи- гуративность» как творческий метод рассматривается в динамике развития от «телесного» мира идей эллинизма до современных беспредметных проявлений изобразительной деятельности. Эстетико-антропологический подход позволяет анализировать особые интонации нефигуративного искусства как диалога «види- мого с невидимым», «слышимого с неслышимым», эксплицирует разностороннее, «объемное» отношение ко всем совокупностям художественного объекта. Понятие «нефигуративное искусство» отождествляют с абстрактным или беспредмет- ным искусством. Это тождество требует пояснений. Фигура — это произволь- ное множество точек на плоскости. Точка, прямая, отрезок, луч, треугольник, круг, квадрат и так далее — примеры плоских геометрических фигур. Все абстрактные изображения, созданные с начала 20 века, состоят из геометри- ческих фигур. Парадокс, но геометрическая абстракция — это нефигуративное «фигуративное» искусство. Объемные геометрические формы, расположенные в пространстве принято называть не фигурами, а «геометрическими телами». В смысловом ракурсе реалистическую живопись, скульптуру, архитектуру правильней следовало бы называть «телесной». Постулаты геометрии Эвклида называются теоремами, потому что для постижения их истины требуется вос- принимать изображение не простым чувственным зрением, а разумом. Любое изображение к теореме представляет собой заложенную эллинами идею: мы видим перед собой ту или иную фигуру и при этом рассуждаем и делаем заключения сразу для всех фигур одного с ней вида. И заключения эти имеют практический смысл. Художник — «беспредметник», с практической точки зрения, совершенно «бесполезен». Осознавая это, художник видит одной из своих задач — реабилити- ровать «высокое» предназначение искусства и провозглашает право на обновлен- ную духовность, которую несет в себе программа «нефигуративного искусства». С изобретением фотографии, монополия живописи на реалистичность изобра- жения прошла, прогрессивная часть художников и зрителей осознала бессмыс- ленность соревновательной гонки. Живопись, освободившись от камеры обскуры, то есть от иллюзии «тела», продолжила свой путь к . The paper makes an attempt to review the genesis of non-figurative art in respect to aesthetic anthropology. Analysis of “non-figurative features” as an artistic method is viewed in dynamics of development from the “solid” Greek world of ideas to the current non-figurative manifestations of the graphic activity. Aestheticanthropological approach makes it possible to analyse particular tones of non-figurative art as a dialogue of “visible” and “invisible”, “audible” and “inaudible”, to explicate diversified relation to all complexes of a piece of art in a flexible manner. Notion of “non-figurative art” is usually identified with the abstract or non-objective art. This identity has to be explained. A figure is a random set of points on the plane. A point, line, segment, triangle, circle, square, and so on are examples of plane geometric figures. All abstract pictures, created since the beginning of the 20th century consist of geometric figures. It’s a paradox, but geometrical abstraction appears to be non-figurative “figurative” art. Extensional geometric shapes situated in the space used to be called not figures but “geometrical solids”. In this sense the Realist style of painting, sculpture, and architecture should be called “solid”. Postulates of Euclidean geometry are called theorems, because to attain their truth it is necessary to percept an image not with mere sensuous eyesight but reason. Any image to a theorem presents an idea embodied by the Greek: we can see a figure but we reason and conclude at that about all the figures of the same type. These conclusions have a practical sense. An artist working in “the objectless trend”, from the practical point of view is absolutely useless. Having this in mind, the artist tries to rehabilitate “higher” destination of art and proclaims the right for updated spirituality, which is implemented into the programme of “non-figurative art”. When the photography was introduced, a monopoly of painting over realistic portrayal was gone, liberal-minded artists and spectators understood meaninglessness of that competitive racing. Painting, getting rid of camera obscure, i.e. an illusion of the “solid”, keeps going to the “thought”.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14217
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
6_Шохов.pdf285,08 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.