Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14218
Title: Классическое и современное понимание термина «идеал»
Other Titles: Classical and Modern Understanding of the Term Ideal
Authors: Pawlowskaya, O. V.
Павловская, О. В.
Keywords: desacralization
protectability
inaccessibility
supreme goal of ambitions
perfect image
ideal
совершенный образец
высшая цель стремлений
идеал
защищенность
десакрализация
недостижимость
Issue Date: 2013
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Павловская, О. В. Классическое и современное понимание термина «идеал» / О. В. Павловская // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Философия / главный редактор Г. Ф. Шафранов-Куцев. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2013. – № 10. – С. 139-145.
Abstract: Current use of the term ideal shows that a casual meaning of this word has been blurred. It has been moving closer to the notion of a target, a premier choice. In the classical sense the ideal is treated as something hard hitting and rare. The author suggests that the ideal had those particular features in order to create a sacred fund of some cultural meanings. The practice of placement of ideals into remote transcendent areas is chronologically connected to a transfer from the mythological to religious view of the world. In contradiction to K. Jaspers, the author does not agree that this transfer appeared as a result of comprehension of self impotence. On the contrary, perfection and generosity of life involve a necessity to preserve the most important cultural achievements in the form of remote ideals. Nevertheless since the modern age the humanity has rejected to safe the ideal and to protect it from accidental historical cataclysms. In this sense the modern times can be appreciated as the life with no ideals or an open project for the future.
Современное употребление термина «идеал» показывает размывание привычного смысла этого слова. Он сближается с понятием «цели», «оптимального выбора». В классическом значении «идеал» трактуется как нечто труднодостижимое и редкое. Автор предполагает, что идеал обладал такими характеристиками в целях создания неприкосновенного фонда культурных смыслов. Практика помещения идеалов в труднодоступную, трансцендентную область хронологически связывается с переходом от мифологического к религиозному мировоззрению. В отличие от К. Ясперса, автор считает, что этот переход возник не в результате осознания собственного бессилия. Наоборот, полнота и щедрость жизни влекут за собой необходимость консервации самых важных достижений культуры в отчужденных идеалах. Однако начиная с эпохи модерна человечество постепенно отказывается от накопления идеального и защиты его от случайных исторических катаклизмов. В этом смысле современность можно понимать как «жизнь без идеалов» и открытый проект будущего.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14218
https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14218
ISSN: 1562-2983
1994-8484
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Философия. – 2013. – № 10
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
7_Павловская.pdf306.79 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.