Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14944
Title: Этнорегиональное образование как социальный институт: особенности функционирования в Сибири
Other Titles: Ethnic-regional education as a social institute: features of functioning in Siberia
Authors: Lyubimova, E. A.
Любимова, Е. А.
Keywords: education of children of indigenous peoples of the North
educational social institute
nomadic school
кочевая школа
образование детей из числа коренных малых народов Севера
образовательный социальный институт
Issue Date: 2016
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Любимова, Е. А. Этнорегиональное образование как социальный институт: особенности функционирования в Сибири / Е. А. Любимова // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Социально-экономические и правовые исследования / главный редактор Г. Ф. Шафранов-Куцев. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2016. – Т. 2, № 4. – С. 50-63.
Abstract: The article examines institutional characteristics of Russian ethnic-regional education using the example of indigenous peoples of the Russian North. The key aim of the research is to detect the features of functioning of this social institute. Multicultural character of the region, its polyethnicity, and the need to preserve the integrity of cultural and educational space of Russia determine the ethnic-regional educational system of the Extreme North. The educational social institute includes several levels: international, interregional, regional, and local. It imposes special requirements to coordinate its activity. Education of children of indigenous peoples of the North is a part of an education system of Russia, which is implemented taking into account the right of training in a native language. Day comprehensive schools and boarding schools function at the places of traditional accommodation and economic activity of indigenous peoples of the North. It is initiated the creation of nomadic schools where children get primary education taking into account their traditional way of life. The article illustrates the most significant results of the sociological research1 concerning the functions of the institute. The author defines priority qualities of a teacher of a national school; the main tasks of national school; characteristics of nomadic school and its place in the modern educational environment of the region. The participants of the research characterize nomadic school as a resource form of preschool education. The author reveals general difficulties reducing efficiency of functioning of the educational social institute. The special attention is required to continuity and succession of training; forms and organizational conditions of training; contents of educational programs, material, methodology of educational process and staff.
В статье рассмотрены институциональные характеристики отечественного этнорегионального образования на примере коренных малых народов Севера (КМНС). Цель исследования– выявление особенностей функционирования указанного социального института. Этнорегиональная образовательная система на Крайнем Севере детерминирована поликультурностью и полиэтничностью этих регионов, необходимостью сохранения целостности культурно-образовательного пространства России. Образовательный социальный институт включает международный, метарегиональный, региональный, локальный уровни, что предъявляет особые требования к координации его деятельности. Образование детей из числа КМНС является частью системы образования России, которая реализуется с учетом права обучения на родном языке. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера функционируют дневные общеобразовательные школы, школы-интернаты. В местах кочевания оленеводов инициировано создание кочевых школ, в которых дети получают начальное образование с учетом традиционного образа жизни. В статье приведены наиболее значимые результаты социологического исследования «Социально-профессиональный портрет учительства Ямало-Ненецкого Автономного Округа», выполненного в 2016 г. по заказу Ямало-Ненецкой окружной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ (руководитель – Г. Ф. Шафранов-Куцев, д. филос. н., профессор, научный руководитель ТюмГУ, академик РАО), которые касаются функционирования института образования детей из числа КМНС. В частности, выявлены приоритетные качества учителя национальной школы; главные задачи национальной школы для детей народностей Крайнего Севера; характеристики кочевой школы и ее места в современной образовательной среде региона. Участники исследования характеризуют кочевую школу как ресурсную форму дошкольного образования. Выявлены общие трудности, снижающие эффективность функционирования образовательного социального института. Особого внимания требуют: непрерывность и преемственность обучения; формы и организационные условия обучения; содержание образовательных программ, материально-техническое, методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14944
https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14944
ISSN: 2411-7897
2500-3534
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Социально-экономические и правовые исследования. – 2016. – Т. 2, № 4
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Социально-экономические и правовые исследования

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
050_063.pdf812.5 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.