Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14997
Title: Смыслообразующая роль коммуникативно-речевой ситуации в межкультурном диалоге
Other Titles: Sense-Making Role of a Communicative Situation in a Cross-Cultural Dialogue
Authors: Kozina, L. M.
Козина, Л. М.
Keywords: multi-culturality
cross-cultural dialogue
meaning making
communicative situation
коммуникативно-речевая ситуация
поликультурность
межкультурный диалог
смыслообразование
Issue Date: 2016
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Козина, Л. М. Смыслообразующая роль коммуникативно-речевой ситуации в межкультурном диалоге / Л. М. Козина // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2016. – Т. 2, № 2. – С. 194-205.
Abstract: The aim of the article is to justify the importance of sense-making technologies for pedagogical purposes in a cross-cultural dialogue, to point out the role of communicative situations for sense-making process to start up students’ multi- cultural development, and to present a technology of communicative situations’ organization in the cross-cultural dialogue according to the process of comprehension to stimulate personal meanings, which lead to the development of new personal multi-cultural qualities. The methodology of the research is based on hermeneutic approach. This approach reveals the opportunities of meaning-making in the cross-cultural dialogue for multi-cultural education by creating communicative situations. Communicative situations in the cross-cultural dialogue, organized according to the process of comprehension (analysis, interpretation, reflection, activity), enable the development of new personal qualities, like empathy, positive motivation for cooperation, tolerance, etc. The definition of a communicative situation is specified as a means of sense-making in the cross-cultural dialogue, and this process results in personal meanings development. The structural characteristic of such situation is presented, including knowledge and skills, dialogue as a form of organization, sense-making, and dialogical relations. Communicative situations are presented like an algorithmic rule, according to the stages of comprehension. Different ways of creating the situations are considered.
Цель статьи – обосновать актуальность смыслообразовательных технологий для воспитательных целей и показать значение коммуникативно-речевых ситуаций для запуска смыслообразования при формировании поликультурности. Предложить технологию выстраивания коммуникативно-речевых ситуаций в межкультурном диалоге согласно процессу понимания с целью стимулирования смыслообразования и порождения индивидуальных смыслов, которая способствует формированию качеств поликультурности. Методологической базой служит герменевтический подход, позволяющий выявить смыслообразовательные возможности межкультурного диалога для воспитания поликультурности на основе создания коммуникативно-речевых ситуаций. В результате можно констатировать, что коммуникативно-речевые ситуации в межкультурном диалоге, организованные согласно этапам процесса понимания (анализ, интерпретация, рефлексия), делают возможным формирование таких качеств поликультурности, как уважительное отношение к другой культуре и эмпатийность, а также формируют гражданскую позицию и умение аргументировать свою точку зрения. Научная новизна исследования заключается в том, что уточнено определение коммуникативно-речевой ситуации как средства смыслообразования в межкультурном диалоге, результатом которого является рождение индивидуальных смыслов. Предложена структурная характеристика такой ситуации, включающая знания и умения, диалог как форму организации учебного процесса, смыслообразование и диалогические отношения. Коммуникативно-речевые ситуации классифицированы в зависимости от выполняемых функций – презентативно-интерпретативные, рефлексивно-эмпатийные и деятельностно-бытийные. Практическая значимость состоит в том, что предлагается алгоритм создания коммуникативно- речевых ситуаций на занятиях согласно этапам процесса понимания, а также способы организации таких ситуаций с целью запуска механизма смыслообразования.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14997
https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/14997
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2016. – Т. 2, № 2
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
194_205.pdf386.77 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.