Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15207
Title: «Идеальный» образ средней школы Зауралья начала XX в. и исторические реалии (на материалах Тюмени)
Other Titles: The “Ideal” Image of Zauralye Secondary School at the Beginning of XX Century and Historical Realities (On the Materials of Tyumen)
Authors: Кружинов, Валерий Михайлович
Zinaida, N. Sokova
Valeriy, M. Kruzhinov
Сокова, Зинаида Николаевна
Keywords: Тюмень;students;educator;learning programs;budget;secondary schools;Tyumen;учащиеся;педагог;учебные программы;бюджет;средние учебные заведения
Issue Date: 2017
Citation: Кружинов, В. М. "Идеальный" образ средней школы Зауралья начала XX в. и исторические реалии (на материалах Тюмени) / В. М. Кружинов, З. Н. Сокова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2017. - Т. 3, № 2. - С. 173-180.
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3 №2
Abstract: В статье проанализированы главные направления деятельности средних учебных заведений Тюмени начала XX в. Установлено, что распространенный в региональной историографии «идеальный» образ светской школы игнорирует противоречия и контрасты системы среднего образования в предреволюционной России, при которых неоспоримые достижения соседствовали с недостаточным финансированием, платностью образования, его недоступностью для значительного большинства детей, широким распространением «насильственного просветительства». Отмечается, что при определенных различиях учебных программ во всех средних учебных заведениях города особое место занимало преподавание религиозных дисциплин, выполнявших не только нравственную, но и политико-идеологическую функцию, главной задачей которой являлось воспитание детей в традиции преданности самодержавному режиму. Показано, что во время первой российской революции 1905-1907 гг. обозначилась тенденция к противостоянию части учащихся учебному начальству и властям. Сделан вывод, что большинство участников ученических протестов ограничивалось академическими требованиями, выступая за реформирование школьного дела; однако другая их часть (хотя и немногочисленная), наоборот, начинает связывать обновление системы образования с изменениями в политическом строе . This article centers around the main areas of activity of secondary schools in Tyumen at the beginning of XX century. The starting point of the authors is that the “ideal” image of the secular school, widely distributed in the regional historiography, is far from being truthful, the contradictions and contrasts of the secondary education system in pre-revolutionary Russia, at which undeniable achievements were side by side with insufficient funding, payment for education and prevalence of “enforced enlightenment”, were not taken into account. It is noted that for certain types of education in specialized educational institutions an important place is occupied by teachers of religious disciplines, performing not only a moral but also a political and ideological function, the main role of which is the education of children in devotion to the autocratic regime. It is shown that there was a tendency to confront part of the students with the educational authorities during the first Russian revolution of 1905-1907. It is concluded that the majority of participants in student protests limited academic requirements, advocating the reform of school while others looked forward the renewal of the system of relations with changes in the political system of the country.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15207
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
173_180.pdf308,64 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.