Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15232
Title: Трансформация моральных паник в условиях модернизации информационного общества
Other Titles: The transformation of moral panics in the context of information society modernization
Authors: Yefanov, A. A.
Ефанов, А. А.
Keywords: media
transformation
moral panics
neoinformation society
«death groups»
social networks
Internet
«группы смерти»
моральные паники
трансформация
СМИ
Интернет
социальные сети
неоинформационное общество
Issue Date: 2017
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Ефанов, А. А. Трансформация моральных паник в условиях модернизации информационного общества / А. А. Ефанов // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Социально-экономические и правовые исследования / главный редактор Г. Ф. Шафранов-Куцев. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2017. – Т. 3, № 2. – С. 66-75.
Abstract: In the neoinformation society the Internet is the main field for inspiring moral panics. The abundance of information on the web, that destroys the moral integrity of the society, its free access in an unlimited volume, creates a feeling of an approaching social catastrophe in society, generating stigmas and phobias– the primary cause of a moral panic. The tool for constructing a moral panic is the interactive resources of the Internet-forums and social networks that often spread fake information, generating rumors and gossip. The subject of this article is the mechanisms of moral panics transformation in the context of modernization of the information society. The focus of sociological research is the society’s affective reactions to the spread of the so-called «death groups» in social networks. A set of methods is used: quantitative content analysis; discourse analysis; secondary analysis of statistical data. The base of the research was the issue of information programs of federal and regional TV channels, as well as «posts» of users of social networks. Chronological framework of the study: January– April 2017. Based on the results of the study, it is concluded, that the phenomenon of the spread of the «death groups» in social networks is the moral panic of the second order. It was designed in a similar pattern to the moral panics of the 1990s related to gambling of teenagers in USA and the virtualization of school life (education on sex and the promotion of violence through information and communication technologies) in Russia. The main difference of this moral panic is the highest degree of demonization of the virtual network, presented as a destructive force, destroying the younger generation. Despite the absence of statistical data on the sharp increase in suicidal cases among adolescents as a result of the spread of the «death groups» in social networks, a broad discussion of the problem and manipulation by emotive-moralistic discourse technology (including on the part of top state officials) could provoke affective reactions in society. The «life cycle» of the moral panic was four months. Its recession was due to a drop in media interest in the phenomenon (due to the lack of facts about the real victims of the «death groups»).
В неоинформационном обществе Интернет является основным полем для инспирирования моральных паник. Обилие в Сети информации, разрушающей моральную целостность социума, свободный доступ к ней в неограниченном объеме создают в сознании индивидов ощущение приближающейся социальной катастрофы, порождая стигмы и фобии – первооснову моральной паники. Инструментом конструирования моральной паники становятся интерактивные ресурсы Интернета – форумы и социальные сети, которые нередко распространяют фейковую информацию, тем самым порождая слухи и сплетни. Предметом рассмотрения настоящей статьи являются механизмы трансформации моральных паник в условиях модернизации информационного общества. В фокусе социологического изучения – аффективные реакции индивидов на распространение так называемых «групп смерти» в социальных сетях. Используется комплекс методов: количественный контент-анализ; дискурс-анализ; вторичный анализ статистических данных. Базой исследования стали выпуски информационных программ федеральных и региональных телеканалов, а также «посты» пользователей социальных сетей. Хронологические рамки исследования: январь – апрель 2017 г. По итогам проведенного исследования делается вывод, что явление в отношении распространения «групп смерти» в социальных сетях представляет собой моральную панику второго порядка. Она конструировалась по аналогичной модели с моральными паниками 1990-х гг., связанными с игроманией подростков в США и виртуализацией жизни школьников (просвещением в вопросах секса и пропагандой насилия посредством информационно-коммуникационных технологий) в России. Основное отличие данной моральной паники заключается в высшей степени демонизации виртуальной сети. Несмотря на отсутствие статистических данных о резком увеличении суицидальных случаев среди подростков в результате распространения «групп смерти» в социальных сетях, широкое обсуждение проблемы и оперирование технологией эмотивно-морализаторского дискурса (в том числе со стороны первых лиц государства) смогло спровоцировать аффективные реакции в обществе. «Жизненный цикл» моральной паники составил четыре месяца. Ее рецессия произошла в результате падения медиа-интереса к явлению (ввиду отсутствия фактов о реальных жертвах «групп смерти»).
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15232
https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15232
ISSN: 2411-7897
2500-3534
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Социально-экономические и правовые исследования. – 2017. – Т. 3, № 2
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Социально-экономические и правовые исследования

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
066_075.pdf859.39 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.