Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15289
Title: Recits de memoire du GOULAG: la poetique de la corporeite
Other Titles: ГУЛАГ в русской и французской прозе: поэтика телесности
Authors: Elena, N. Ertner
Жербер, Жюли
Эртнер, Елена Николаевна
Julie, Gerber
Keywords: тело;телесность;J. Rossi;S. Lebedev;S. Shalamov;comparative studies;memory;GULAG;body image;corporeality;Ж. Росси;С. С. Лебедев;В. Т. Шаламов;компаративистика;память;ГУЛАГ
Issue Date: 2017
Citation: Gerber, J. Recits de memoire du GOULAG: la poetique de la corporeite / J. Gerber, E. N. Ertner // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2017. - Т. 3, № 3. - С. 68-79.
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3 №3
Abstract: В данной статье рассматривается поэтика телесности на материале произведений «Колымские рассказы» В. Т. Шаламова, «Предел забвения» С. С. Лебедева и «Ах, какая красивая была это утопия!» Ж. Росси. Тема памяти ГУЛАГа исследуется на пересечении русской и французской исследовательских традиций. Исследование осуществляется в рамках компаративистского подхода. Аналитическим объектом становится проза трех авторов, биографически связанных с ГУЛАГом. Повествовательная структура произведений изучается в аспекте соотношения документального и вымышленного, природы автобиографического начала. Как представляется, авторы воплощают особенности «запуска» процесса воспоминания, тематизируют переустройство памяти через тело, что мы и называем «поэтикой телесности». По этому поводу П. Барт писал, что «тело, это не что иное, как текст»: тело, а не разум, является фундаментальным для постмодернизма. Ж. Росси — один из редких французов, кто пережил ГУЛАГ и создал посвященное его истории произведение, как и В. Т. Шаламов. Роман современного русского писателя С. С. Лебедева рассказывает историю человека, чей дед был начальником лагеря (автобиографический сюжет). В повседневной концлагерной жизни герои В. Т. Шаламова и Ж. Росси воспринимают мир через призму своих собственных тел, поскольку главным становится мотив выживания, сохранения жизни (тела). В романе С. Лебедева основой «переживания» становятся сложные психологические проблемы героя, ищущего опасный ответ на вопрос о собственной идентичности. Тело в его романе не предстает как таковое: это, прежде всего, признак изменения ума, инструмент мышления. В работе исследуется «тело как тест» и особенности создания «текста». Изучается язык «текста»: анализируются характерные особенности лексики, функциональная природа риторических приемов, своеобразие грамматики и синтаксиса. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить такие базовые структурообразующие доминанты, относящиеся к «поэтики переживания» ГУЛАГа, как голод и холод. Предлагаются выводы, связанные с местом тела и пространстве . The article regards the poetics of corporeality in “The Kolyma Tales” by V. Shalamov, “Oblivion” by S. Lebedev and “What a Beautiful Utopia!” by J. Rossi. The theme of the GULAG memories is considered in the comparative paradigm, on the crossroads of the Russian and French research traditions. The analytical object is the prose of three authors, biographically associated with the GULAG. The narrative structure of the works is studied through the opposition of documentary, fictional, and autobiographical prose. It appears that the authors depict the process of recollecting and memory reconstruction appealing to the body images. That is what we call “the poetics of corporeality”. Thereby, P. Barth wrote that “the body is nothing but a text”: it is the body, and not the mind, that is fundamental to postmodernism. J. Rossi is one of the rare French who, like V. Shalamov, was in the GULAG and wrote a work dedicated to this experience. The novel by S. Lebedev tells the story of a man whose grandfather was the head of the camp (autobiography). In their everyday concentration camp life, the characters of V. Shalamov and J. Rossi perceive the world through the prism of their own body, as they strive to protect their lifes, their bodies and thus to survive. In the novel by S. Lebedev, the main character faces complicated psychological problems, looking for a dangerous answer to his identity question. The body in his novel does not appear as such, but above all, it functions as a symbol of the changes, that occur in the mind, a tool of cognition. Thus we explore “the body as the text” and the process “text creation” in particular. The language of the “text” is also subjected to a thorough comparative analysis: we consider the lexical pecularities, functioning of the rhetorical means, grammatical and syntactical patterns. On the basis of the conducted research the author of the current paper idenifies Hunger and Cold as the basic structural dominants, forming the “poetics of experience” in the GULAG, makes the summary on the role of the body image and the GULAG space.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15289
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
068_079.pdf895,41 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.