Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15301
Title: Теоретико-методологические основы и педагогические механизмы формирования языкового опыта личности в системе общего образования
Other Titles: The Process of Language Experience Shaping: Theoretical and Methodical Foundation
Authors: Володина, Елена Николаевна
Alfiya, F. Zakirova
Elena, N. Volodina
Закирова, Альфия Фагаловна
Keywords: система общего образования;hermeneutic technology;text;metalinguistic educational space;language experience of the individual;language education;general education system;герменевтическая технология;текст;метаязыковое образовательное пространство;языковой опыт личности;языковое образование
Issue Date: 2017
Citation: Володина, Е. Н. Теоретико-методологические основы и педагогические механизмы формирования языкового опыта личности в системе общего образования / Е. Н. Володина, А. Ф. Закирова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2017. - Т. 3, № 3. - С. 233-248.
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3 №3
Abstract: В статье анализируется процесс формирования языкового опыта личности — опыта понимания, истолкования и продуцирования текстов — в системе общего образования. Доказывается, что личностный языковой опыт является необходимым условием гуманитарного развития, позволяет противостоять манипулированию сознанием человека и его обезличиванию, примитивизации мышления, деформациям коммуникативной сферы и речемыслительных процессов в современной информационной среде. Языковой опыт личности формируется, накапливается и практически реализуется в процессе языкового образования, которое имеет системообразующий, комплексный характер и выступает метапредметной основой общего образования. Являясь метапредметным компонентом содержания общего образования, способом интериоризации культуры и личностного освоения универсальных учебных действий, языковой опыт обретается во взаимодействии школьника с разными предметными языками и метаязыком в учебной деятельности, семиотических, социокультурных и жизненных практиках и экстраполируется на другие виды личностного опыта. В статье осмысляется содержание обучения, лингвокультурологическое в своей основе, включающее не только предметные знания о языке и нормы владения им, но и общеязыковые, общекультурные компоненты содержания предметных дисциплин, актуализирующие ценностные аспекты познания, личностноразвивающие ресурсы гуманитарной и естественнонаучной парадигм. Представлены типы образовательных ситуаций развития языкового опыта в соответствии с предметной спецификой и этапами языкового образования. Доказывается эффективность формирования языкового опыта в процессе языкового образования на основе герменевтической методологии и системного использования смыслообразующего и миромоделирующего потенциала языка, что обеспечивает комплексное воздействие на все структурные компоненты личности, позволяет концептуализировать знания и наполнять их личностным смыслом. Определены психолого-педагогические механизмы формирования языкового опыта личности, которые состоят в опосредующем концептуализирующем воздействии языковых систем представления знания (понятийной, образной, концептуальной) на способы мышления как формы внутренней организации интериоризированного опыта и поведение школьника. Результатом данного воздействия становится концептуальная организация личностного языкового опыта в виде способов языкового освоения деятельности (эмоционально-чувственного и интеллектуально-рационального) и форм языкового жизнетворчества (знаково-символических и поведенческих текстов). Предложен апробированный в практике сетевого проектирования критериально-диагностический комплекс, позволяющий производить комплексную многомерную оценку уровня сформированности языкового опыта личности на всех ступенях общего образования. Представленная педагогическая концепция языкового образования открывает новые возможности для построения системы школьного образования, ориентированного на личностные и метапредметные образовательные результаты, и позволяет эффективно решать актуальные в условиях модернизации общего образования задачи ценностного и профессионального самоопределения личности, смыслоориентирования в культуре и условиях меняющегося . This article analyzes the process of shaping the language experience of an individual — the experience of understanding, interpreting and producing texts within the system of general education. It is proved that personal language experience is an indispensable condition of humanitarian development, it allows to resist manipulation of human consciousness and its depersonalization, primitivization of thinking, deformations of the communicative sphere and speech-processes in the modern information environment. Language experience of a person is formed, accumulated and practically realized in the process of language acquisition, which has a system-shaping, integrated character and serves as a meta-subject basis for general education. Being a meta-subject component of the content of general education, a way of interiorization of culture and personal mastering of universal teaching activities, language experience is acquired in the student’s interaction with different subject languages and metalanguage in educational activities, semiotic, sociocultural and life practices and extrapolated to other types of personal experience. The article analyzes the content of teaching, linguistic and cultural in its essence, which includes not only subject knowledge about the language and the norms of its possession, but also the general language, general cultural components of the content of subject disciplines, actualizing the value aspects of cognition, personally developing resources of humanitarian and natural science paradigms. Types of educational situations of language experience development are presented in accordance with the subject specificity and stages of language education. The effectiveness of the language experience shaping in the process of language education on the basis of hermeneutic methodology and the systematic use of the sense-forming and world-modeling potential of the language is proved, which provides a comprehensive impact on all the structural components of a personality, allows us to conceptualize knowledge and fill it with personal meaning. Psychological and pedagogical mechanisms of the linguistic experience shaping of an individual are defined, that include the mediating conceptualizing influence of linguistic systems of representation of knowledge (conceptual, figurative, conceptual) on ways of thinking as a form of internal organization of internalized experience and school children’s behavior. This impact results in the conceptual organization of personal language experience in the form of ways of linguistic assimilation of activity (emotional-sensual and intellectual-rational) and forms of linguistic life-creation (sign-symbolic and behavioral texts). A criterial diagnostic complex, approved in the practice of network design to make a complex multidimensional assessment of the level of the language experience shaping of the individual at all levels of general education. The presented pedagogical concept of language education opens up new opportunities for building a school education system that is focused on personal and meta-subject educational results and allows effectively solving the tasks of the value and professional self-determination of an individual that are relevant to the modernization of general education, sense orientation in the culture and conditions of the changing world.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15301
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
233_248.pdf921,29 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.