Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15392
Title: Исследователь в сфере образования: целевые и мотивационные особенности преподавательской деятельности
Other Titles: Researcher in the Field of Education: Targeted and Motivational Characteristics of Teaching Activities
Authors: Андреева, Анна Игоревна
Рзаева, Фатима Рза Кызы
Vladimir, S. Sobkin
Anna, I. Andreeva
Fatima, R. Rzaeva
Собкин, Владимир Самуилович
Keywords: scientific employee;социально-профессиональный статус;анкетный опрос;смысл преподавательской деятельности;цели педагогической деятельности;мотивация педагогической деятельности;goals of pedagogical activity;научный сотрудник;motivation of pedagogical activity;questionnaire survey;social and professional status
Issue Date: 2018
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Том 4 №1
Abstract: В статье представлены результаты исследования целевых и мотивационных особенностей преподавательской деятельности научных сотрудников, проводящих исследования в сфере образования. По специально разработанной анкете, включающей 72 вопроса (закрытые, открытые и шкальные), опрошен 721 респондент. В выборку вошли сотрудники с разным уровнем научной квалификации и стажем профессиональной научной деятельности. Опрашивались как сотрудники НИИ, так и вузов из разных регионов Российской Федерации. В статье основное внимание уделено рассмотрению значимости различных мотивов преподавательской деятельности научного сотрудника. Рассматривается влияние возраста и социальных индикаторов профессионального статуса (ученая степень, научное звание, занимаемая должность, публикационная активность) на различные цели и мотивы педагогической деятельности ученых. Исследование показало, что в иерархии целей преподавательской деятельности наибольшую значимость имеют цели: «сформировать у учащихся интерес к предмету», «научить учащихся самостоятельно добывать/получать необходимые знания и информацию», «дать учащимся прочные знания». Выявлена структура мотивации преподавательской деятельности, в основе которой лежит сложный мотивационный комплекс, где проявляются две установки: одна касается саморазвития педагога, вторая — личностного и профессионального развития учащихся. В исследовании предпринята попытка выявления взаимосвязи между мотивами и целями педагогической деятельности. Специально проведенный факторный анализ мотивов и целей преподавательской деятельности среди научных сотрудников, занимающих разные педагогические должности, позволил выделить пять факторов: «ориентация на формирование субъекта научной деятельности», «профессиональное самоутверждение — нормативность», «личностная самореализация — благоприятный социально-психологический климат», «соблюдение стандарта — индивидуализация обучения», «привлекательность условий труда». Исследование особенностей размещения по осям факторов представителей различных педагогических должностей позволило выявить сложную траекторию изменения целей и мотивов преподавательской деятельности на разных этапах становления профессиональной . This article presents the results of studying the targeted and motivational characteristics of the teaching activities of research workers in the field of education. According to a specially designed questionnaire (consisting of 72 questions), 721 respondents have been interviewed. The sample includes employees with different levels of scientific qualifications and length of professional scientific activity, working at research institutes and universities from different regions of the Russian Federation. This paper focuses on the importance of the various motives of the teaching activity of a research. The authors consider the influence of age and social indicators of professional status (academic degree, scientific rank, position held, publications activity) on various goals and motives of pedagogical activity of scientists. The study shows that in the hierarchy of the goals of teaching, the most important goal is “forming students’ interest in the subject”. The motivation structure for teaching activity presents a complex set, manifesting two main attitudes: one concerns the self-development of a teacher, the second — the personal and professional development of students. This study aims to identify the relationship between the motives and goals of pedagogical activity. Specifically conducted factor analysis uncovered five factors: 1) “orientation toward the formation of the subject of scientific activity”, 2) “professional self-assertion — normativity”, 3) “personal self-realization — a favorable socio-psychological climate”, 4) “compliance with the standard — the individualization of training”, and 5) “the attractiveness of working conditions”. Studying the placement of various teaching positions along the axes of the factors has revealed a complex trajectory of changes in the goals and motives of teaching activity at different stages of the formation of a professional career.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15392
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Социально-экономические и правовые исследования

Files in This Item:
File SizeFormat 
008_027.pdf528,3 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.