Abstract: | This paper aims to analyze the cultural processes in Russia in 1920s-1930s, presenting the case of the then Tyumen – a small provincial town in Western Siberia. The authors suppose it was at this time when the change of people’s cultural code took place, and the former subjects of the Russian Empire were transformed into a new social-cultural community, later called the Soviet people. The authors focus on everyday activities of common people. The study analyzes citizens’ vital activity and survival in hard life conditions, transformation of the Bolshevik agitation and propaganda, the requirements of the state to a person, division of the population to proponents and enemies of the new regime. The results show a great impact of mythology upon people’s consciousness when all positive changes in their life were connected with the Great October Socialist Revolution of 1917. The new strata have been easily formed within the population: udarniki, stakhanovtsy, peredoviki. The marginal groups were transformed into urban intelligentsia and working class. The lower classes felt social injustice, so the repressions of the leaders satisfied them though both upper and lower layers seemed to be formally equal. As a result, the complete change of the ruling elite took place, and the new generation was formed. The population was represented by new psychological types of people: activists, poputchiki (companions) and marginal people. They were united by life-preservation instinct and the quasi-ability to rule the country as well as tendency to become a victim for the future generations and the powerful industrial state. Целью статьи является анализ культурных процессов, происходивших в России в 1920-1930-х гг., на примере небольшого города Тюмени, который в указанное время неоднократно менял свой административный статус, являясь губернским, окружным и районным центром Тюменской, Уральской и Омской областей. Мы полагаем, что именно в это время произошла смена культурного кода народа, трансформация бывших подданных Российской империи в новую социокультурную общность – граждан советской республики, позднее получившую название «советский народ». В центре нашего внимания оказались процессы, происходившие на уровне маленького человека, его будничной субъективности. Постановка проблемы в таком ключе предпринимается впервые. Среди задач, стоящих перед нами, были: анализ условий жизнедеятельности горожан, трансформация большевистской агитации и пропаганды, анализ требований, предъявляемых государством к человеку нового типа, разделение городского сообщества на сторонников и противников нового режима, изучение скрытого настроя населения, практика адаптации населения к суровым реалиям. В результате исследования установлено, что произошла мифологизация сознания, когда все положительные изменения в жизни людей стали напрямую связываться с большевистской революцией 1917 г., население было стратифицировано на сословия – ударников, стахановцев, передовиков и всех остальных. Маргинальные группы трансформировались в городскую интеллигенцию и рабочий класс. Потребность государства в управленческих кадрах позволила создать значительный перечень вакансий, что способствовало укреплению авторитета правящего режима. Репрессии в отношении бывших либо действующих руководителей удовлетворяли ущемленное чувство социальной справедливости низших, но формально равных им слоев общества. В итоге делается вывод о том, что в стране произошла полная смена ранее правящей элиты, формирование генерации новых людей. Население было представлено психологическими типажами активистов, попутчиков и маргиналов, которых объединил инстинкт самосохранения и чувство хозяина своей страны, готовность принести себя в жертву ради будущих поколений, мощной индустриальной державы. Генерацию новых людей отличали энтузиазм, оптимизм, бдительность, поразительная выживаемость, жестокость и безразличие. Проверку этих качеств осуществила Великая Отечественная война. |