Abstract: | В статье рассматривается читательский опыт героев А. И. Солженицына как средство характеристики сознания и поведения персонажей повести «Раковый корпус». Исследователи давно обратили внимание на роль книги, чтения, человека читающего в художественном мире словесно-художественных текстов («Дон Кихот» Сервантеса, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского, «Госпожа Бовари» Г. Флобера), однако эти работы носят фрагментарный характер. Соответствующие аспекты произведений литературы XX в., в том числе текстов Солженицына, изучены еще меньше. Автор статьи показывает, что обращение к читательскому опыту героев является существенной гранью предметного мира повести «Раковый корпус». Анализируется, как прочитанная книга становится частью экзистенциального и культурного опыта героя, свидетельством либо о прозрениях, открытиях, либо о заблуждениях, тупиках. В статье обосновывается возможность говорить о книге в обрисовке персонажей Солженицына с точки зрения культурной антропологии, изучающей связи человека с культурной традицией и обществом, и психологической – с ее интересом к формам мышления, общения. Опыты интерпретации прочитанного героями Солженицына важны не только для характеристики отдельных персонажей, но и общества в целом. Подчеркивается, что культурная проблематика советского времени была обусловлена «археологическим» типом герменевтики, отчуждавшим человека от классической традиции, непреходяще-ценной для самоопределения человека. Выделяются два типа событийности в повествовательной организации текста: сюжетный и экзистенциальный. Особое место в общей картине занимает полуавтобиографический герой – Олег Костоглотов, путь которого от смерти к воскрешению включает опыты чтения и постижения реальности через художественные и философские тексты. Методологический фундамент работы составили подходы, выработанные сравнительным литературоведением, теорией интертекста, антропологическими и историко-культурными исследованиями. This article studies reader’s experience of A. I. Solzhenitsyn a means of characterizing the consciousness and behavior of the characters in the story Cancer Ward. Different researchers have already paid attention to the role of a book, reading, and a person reading verbal and artistic texts in the artistic world (Don Quixote by Cervantes, Eugene Onegin by A. S. Pushkin, Poor Folk by F. M. Dostoevsky, Madame Bovary by G. Flaubert); however, these works were fragmentary. The relevant aspects of 20th century literature, including Solzhenitsyn’s texts, have been studied even less. The author of this article shows that the appeal to the reader’s experience of the characters is an essential facet of the objective world of the story Cancer Ward. The analysis focuses on the question how a book which has been read becomes a part of a character’s existential and cultural experience, evidence of either their insights, discoveries, or delusions, dead ends. The article substantiates the discussion of the book in the depiction of Solzhenitsyn’s characters from the point of view of cultural anthropology, which studies the relationship of a person with cultural tradition and society, and psychological – with its interest in forms of thinking and communication. Experiences in interpreting what Solzhenitsyn’s characters read are important not only for characterizing individual characters, but also for society as a whole. This article emphasizes that the cultural problems of the Soviet era were due to the “archaeological” type of hermeneutics, which alienated a person from the classical tradition, which is enduringly valuable for the self-determination of a person. There are two types of eventfulness in the narrative organization of the text: plot and existential. A special place in the overall picture belongs to a semi-autobiographical character – Oleg Kostoglotov, whose path from death to resurrection includes the experience of reading and comprehending reality through artistic and philosophical texts. The methodological foundation of the work includes the approaches developed by comparative literature, intertext theory, as well as anthropological, historical, and cultural studies. |