Abstract: | В статье представлен опыт изучения романного цикла Марселя Пруста в научной школе исторической поэтики. Исследование выполняется на материале научных трудов С. Н. Бройтмана «Историческая поэтика» (2004) и А. В. Михайлова «Методы и стили литературы» (1980-е), «Проблема характера в искусстве: живопись, скульптура, музыка» (1988). Как постановка проблемы характеризуется идея «большого времени» М. М. Бахтина; далее показаны пути и результаты ее применения С. Н. Бройтманом в анализе романа «В поисках утраченного времени». На основе понятия Бахтина «диалог в большом времени» между «я и другим, автором и героем», а также его разграничения композиционных и архитектонических форм С. Н. Бройтман выявляет архитектоническую новизну романа Пруста: интерсубъектность автора и героя, нестационарный сюжет, возрождение древней поэтической образности. Другой подход к Прусту представлен в концепции А. В. Михайлова, направленной на раскрытие процесса переосмыслений ключевых слов культуры в «большом времени» исторической поэтики. «Личность» и «характер» для Михайлова – наиболее существенные, репрезентативные ключевые слова; по его наблюдениям, в эпоху Пруста осуществилось завершение процесса их переосмысления, что привело к рождению нового «я» и его новых отношений с временем и окружающим пространством. Согласно логике Михайлова, значение романа «В поисках утраченного времени» в этом плане принципиально, и в статье выявляется, в чем это значение состоит. Второй аспект концепции Михайлова, актуализируемый в статье – его методология анализа «переходного» языка культуры и искусства на рубеже XIX-XX вв.; она рассматривается как методологическая перспектива для исследования романа Пруста. В концепции С. Н. Бройтмана новизна романа Пруста раскрывается на уровне структуры изображенного мира (автор – герой, сюжет, синкретическая образность), в концепции А. В. Михайлова – мира изображающего (переосмысление «характера» в «личность», меняющаяся рецепция прошлого и настоящего), что свидетельствует о творческой продуктивности идей Бахтина для многостороннего изучения романа Пруста в свете исторической поэтики. This article presents the result of studying M. Proust’s novel from the perspective of the historical poetics scientific school. The research material is based on S. N. Broitman’s «Historical Poetics» (2004) and A. V. Mikhailov’s «Methods and Styles of Literature» (1980s), «The Character Problem in Art: Painting, Sculpture, Music» (1988). The research problem is based on Bakhtin’s «Great Time» idea. The author shows how S. N. Broitman uses this idea while analyzing M. Proust’s «In Search of Lost Time», namely, the ways and the results of the «Great Time» idea implementation. Bakhtin represents «dialogue in the Great Time» as a conversation between «I and the other, the author and the character», besides, he separates compositional and architectonic forms. Based on these ideas, S. N. Broitman reveals the architectonic novelty of Proust’s novel: the intersubjectivity of the author and the hero, the unsteady plot, and the revival of the ancient poetic imagery. The other way of analyzing Proust’s novel is realized in A. V. Mikhailov’s conception. It is aimed at revealing the process of rethinking the keywords of culture in the «Great Time» of historical poetics. In Mikhailov’s opinion, «Personality» and «Character» are the most significant, representative keywords as far as in Proust’s times the process of their rethinking was completed. It has led to the birth of a new «I» and its new relationships with the time and the environment. According to Mikhailov’s logic, the meaning of «In Search of Lost Time» is fundamental in this regard, and the article reveals what this value consists of. There is one more aspect in Mikhailov’s conception the author of the article pays attention to. The researcher considers his methodology of analyzing transitional language of culture and art at the turn ofthe 19th-20th centuries as a perspective way of Proust’s novelresearch. In Broitman’s concept, the novelty of Proust’s works is revealed at the level of the depicted world structure (author-character, plot, syncretic imagery), in Mikhailov’s concept, the one is revealed by the world depicting («I» and the new poetics of the time). This proves creative productivity of Bakhtin’s ideas for a multilateral study of Proust’s novel in the light of historical poetics. |