Abstract: | В статье проанализированы представления православного духовенства о кладбище как особом мортальном пространстве, отразившиеся в церковной публицистике Тобольских, Пермских, Рязанских, Вятских, Курских и Омских епархиальных ведомостей. Во-первых, рассмотрено, какие ценностные коннотации соответствовали образам кладбища, какие роли оно играло в системе религиозных символов и аллегорий и в различных эмоциональных сценариях, насколько близким («своим») или далеким («чуждым») казалось представителям духовного сословия. Во-вторых, исследовано, насколько положение кладбищ в этой ценностной системе соответствовало их реальному состоянию на материально-бытовом уровне, а также как оно сочеталось с народной картиной мира: на пути от церковного идеала к обыденной практике священниками как наблюдателями-критиками отмечалась повсеместная неблагоустроенность кладбищ, множественные конфликты между причтом и крестьянами (сектантами, «малороссами»-переселенцами в Сибирь) за фактическую и символическую власть над пространством захоронений. Расхождения между церковным и народным образами кладбища (и шире – отношением к смерти) проиллюстрованы изучением такого аспекта, как специфическая культура могильщиков, физически приближенных к территории мертвых подобно священникам, но во многом мировоззренчески и поведенчески далеких от церковного идеала. This article analyzes the ideas of the Orthodox clergy on the cemetery as a special mortal space, reflected in the church journalism of the Tobolsk, Perm, Ryazan, Vyatka, Kursk, and Omsk diocesan journals. Firstly, the author considers how the cemetery images were associated with the system of religious values, what roles it played in the system of religious symbols and allegories, what emotional patterns it was embedded in, how close («friend») or distant («foe») the cemetery was perceived by the clergy. Secondly, the article shows to what extent the position of cemeteries in the system of values corresponded to their real state at the material and everyday level, and to what extent they fit into the folk worldview. On the way from the church ideal to their everyday practice, priests as observers and critics noted the widespread inconvenience of cemeteries, multiple conflicts with peasants (sectarians and settlers in Siberia) for actual and symbolic power over the burial space. The discrepancies between the church and folk views of the cemetery (and, more broadly, the attitude towards death) are illustrated by the study of such an aspect, as the specific culture of gravediggers, who are close to the dead like priests, but in many aspects, they are ideologically and behaviorally far from the church ideal. |