Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2730
Title: Роль социального капитала в формировании управленческой активности трудового поведения работников (по результатам социологического исследования в организациях промышленного сектора Пермского края)
Other Titles: The Role of the Social Capital in the Formation of Managerial Activity in the Work Behavior of Employees (Based on the Results of the Sociological Study in the Organizations of the Industrial Sector of the Perm Territory)
Authors: Плотникова, Е. Б.
Германов, И. А.
Plotnikova, E. B.
Germanov, I. A.
Keywords: управленческая активность; субъектность; виды субъектности; социальный капитал организации; социальные сети; ресурсы сетевого обмена; managerial activity; subjectivity/agency; types of subjectivity; social capital of organisation; social networks; network exchange resources
Issue Date: 2018
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Плотникова, Е. Б. Роль социального капитала в формировании управленческой активности трудового поведения работников (по результатам социологического исследования в организациях промышленного сектора Пермского края) / Е. Б. Плотникова, И. А. Германова // Вестник Тюменского государственного университета: Социально-экономические и правовые исследования / главный редактор Г. Ф. Шафранов-Куцев. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2018. – Т. 4. – № 3. – С. 43-58.
Series/Report no.: Социально-экономические и правовые исследования
Abstract: Концепция социального капитала в современных научных дискуссиях представлена в большинстве случаев теоретическими подходами к определению, механизмам его формирования, выбору приемов операционализации понятия «социальный капитал». Предметная сторона социального капитала сфокусирована, как правило, при обследовании религиозных, этнических общин, территорий, домохозяйств и семей. Применение понятия «социальный капитал» к промышленному производству не столь частый пример в российских исследованиях, в то время как современная литература уделяет внимание измерению и оценке социального капитала в промышленном секторе, а также его влиянию на экономическую успешность предприятия. Данная статья рассматривает социальный капитал в контексте формирования управленческой активности работников. Исследование, проведенное в качественной традиции на предприятиях промышленного сектора Пермского края, дополняет сведения формализованного опроса о формах социального капитала, характеристиках сетей информацией о содержательной стороне социального капитала («По поводу чего работники взаимодействуют в разных видах сетей? Какие ресурсы подлежат обмену и накоплению?»). Глубинное интервьюирование позволило выявить такие значимые ресурсные составляющие социального капитала в организациях промышленного производства, как состояние и уровни управленческой активности работников. В результате исследования приведена классификация сетевого общения персонала организаций, позволяющая раскрыть взаимодействие участников трудового процесса при обмене разными типами ресурсов. Формирование управленческой активности участников трудового процесса происходит через производственное взаимодействие на двух уровнях: нормативном и субъектном. На обоих уровнях осуществляется накопление ресурсов, выражающееся в обладании правами, позволяющими работникам проявлять участие в управлении производством. Различие нормативного и субъектного уровней заключается в демонстрации «пассивной активности» в первом случае и обнаружении (выказывании) потребности и мотивационной активности работников, исходя из идентификации себя с организацией через восприятие целей, норм и ценностей организации, – во втором. Для повышения субъектности работников на исследуемых предприятиях внедряются партисипационные практики, которые непосредственно влияют не только на экономические показатели предприятия, но и формируют работника «нового» типа. Социальный капитал организаций промышленного сектора становится значимой составляющей производственной политики предприятий.
The concept of the social capital in modern scientific discussions is presented in most cases by theoretical approaches to the definition, the mechanisms of its formation, and the choice of methods for operationalizing the «social capital» notion. As a rule, the subject matter of the social capital is focused in surveys of religious, ethnic communities, territories, households, and families. The application of the concept of the «social capital» to industrial production is not so common in Russian studies, while modern literature pays attention to the measurement and evaluation of the social capital in the industrial sector, as well as to its impact on the economic success of the enterprise. The novelty of this article is to consider the social capital in the context of the formation of managerial activity of workers. This study, conducted in a qualitative tradition at enterprises in the industrial sector of the Perm Territory, complements the data from the formalized survey on the forms of social capital and the characteristics of networks. This study provides information on the content side of the social capital: on what issues do employees interact in different types of networks? What resources are subject to exchange and accumulation? In-depth interviewing revealed such significant resource components of the social capital in industrial enterprises as the state and levels of managerial activity of workers. As a result of this research, the classification of the network communication of the organizations’ personnel has been developed, which allows revealing the interaction of participants in the labor process when exchanging different types of resources. Formation of the managerial activity of participants in the labor process occurs through interaction at two levels: normative and subjective/agency level. At both levels, the accumulation of resources takes place, which is expressed in the possession of rights that allow workers to be involved in production management. The difference between the normative and he subjective/agency levels is the demonstration of so-called «passive activity» in the first case and the detection (demonstration) of the need and motivational activity of employees based on identifying themselves with the organization through the perception of the goals, norms and values of the organization, in the second place. To increase the subjectivity of employees, participative practices are being introduced at the enterprises under the study. Such practices directly affect not only the economic indicators of the enterprise but also form an employee of a ‘new type’. The social capital of organizations of the industrial sector is becoming an important component of the industrial policy of enterprises.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2730
ISSN: 2411-7897
2500-3534
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Социально-экономические и правовые исследования

Files in This Item:
File SizeFormat 
043_058.pdf387.14 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.