Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2780
Title: Торгово-развлекательные центры в пространстве мегаполиса: критерии и детерминанты выбора горожан
Other Titles: Shopping malls in the space of a megapolis: criteria and determinants of the residents’ choice
Authors: Нотман, О. В.
Багирова, А. П.
Notman, O. V.
Bagirova, A. P.
Keywords: торгово-развлекательные центры; городские общественные пространства; городская среда; жители мегаполиса; опрос shopping malls; urban public spaces; urban environment; megapolis residents; survey
Issue Date: 2019
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Нотман, О. В. Торгово-развлекательные центры в пространстве мегаполиса: критерии и детерминанты выбора горожан / О. В. Нотман, А. П. Багирова // Вестник Тюменского государственного университета: Социально-экономические и правовые исследования / главный редактор Г. Ф. Шафранов-Куцев. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2019. – Т. 5, № 2. – С. 58-74.
Series/Report no.: Социально-экономические и правовые исследования
Abstract: В статье рассматриваются особенности и тенденции развития торгово-развлекательных центров (ТРЦ) в современном городском пространстве. Определены сущностные признаки ТРЦ: единая территория и система управления, комплексный характер обслуживания и комплексная потребительская полезность. Проанализированы особенности ТРЦ как общественного пространства, обладающего ограниченной (целевой) доступностью и отражающего социальную дифференциацию городских жителей в доступе к инфраструктурным благам. Обозначен перспективный тренд в развитии городских торговых пространств, связанный с их событийным обустройством, способствующим росту положительных социальных эффектов от инвестиций в городскую среду. Показаны основные тенденции развития торговой инфраструктуры в России в целом и Екатеринбурге в частности, заключающиеся в переходе от количественного интенсивного развития рынка и его насыщения к этапу качественной трансформации торговых объектов в условиях насыщенной конкурентной среды и продолжающегося экономического кризиса. В этих условиях обоснована важность исследований поведенческих практик горожан и их оценок торгово-развлекательных объектов мегаполиса. На основе результатов опроса 3570 жителей Екатеринбурга построен рейтинг городских ТРЦ и выявлены критерии их привлекательности. Для построения рейтинга ТРЦ мы использовали три индикатора: доля респондентов, отметивших ТРЦ как часто посещаемый объект; количество микрорайонов города, из которых в ТРЦ приезжают посетители; доля респондентов, приезжающих в ТРЦ из других микрорайонов. Сделан вывод о том, что высокая привлекательность ТРЦ в пространстве города определяется ценовой доступностью, широким диапазоном потребительской полезности, транспортно-территориальным удобством расположения объектов. Выявлена социальная дифференциация в посещении ТРЦ, обусловленная возрастом и материальным положением горожан. Чем старше респонденты и ниже оценка ими своего материального положения, тем менее активно они посещают ТРЦ, сужая свой выбор. Показаны возможности использования результатов исследования в управленческой практике, направленной на совершенствование имеющихся и проектирование новых объектов городской торгово-развлекательной инфраструктуры.
The paper considers specifics and tendencies of shopping malls development in modern urban space. The following essential attributes of shopping malls were revealed: a unified territory and management system, integrated nature of service, and complex consumer utility. The specifics of a shopping mall as a public space, possessing limited (target) accessibility and reflecting social differentiation of urban residents in the access to infrastructure amenities, were analyzed. The authors marked a promising trend in the development of urban trade spaces, related to their event outfitting that contributes to the growth of positive social effects from investments into urban environment. The main tendencies of the development of trade infrastructure in Russia and Yekaterinburg, consisting in the transition of quantitative intensive market development and its satiation to the stage of qualitative transformation of trade objects in conditions of intense competitive environment and ongoing economic crisis, were revealed. Under these circumstances, the significance of the research of the residents’ behavior and their evaluation of shopping malls is evident. We conducted a representative questionnaire survey among 3570 Yekaterinburg residents on a stratified sample. Based on the results of the survey, we built a rating of urban shopping malls and identified their attractiveness criteria. The rating of shopping malls was calculated on the basis of three indicators: the proportion of the residents, who marked a shopping mall as «often visited»; the number of the city microdistricts from which residents come to the shopping mall; and the proportion of the respondents coming from other microdistricts. The authors concluded that high attractiveness of a shopping mall in urban space is defined by affordability, the wide range of consumer utility, and the convenient location. Social differentiation in visiting shopping malls, conditioned by age and residents’ financial status, was identified. The older the respondents are and the lower the evaluation of their financial status is, the less actively they visit shopping malls, narrowing their choice. The possibility to use the results of the research in management practice, aimed at improvement of existing objects of urban trade and entertainment infrastructure and designing the new ones, was revealed.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/2780
ISSN: 2411-7897
2500-3534
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Социально-экономические и правовые исследования

Files in This Item:
File SizeFormat 
058_074.pdf466.36 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.