Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/3212
Title: Категория пространства и времени в лирике В. С. Соловьёва 1870-х годов
Other Titles: The category of space and time in the 1870s lyrics of V. S. Solovyov
Authors: Черкасова, Е. А.
Cherkasova, E. A.
Keywords: русская литература; Соловьёв; пространство; время; динамика; поэзия; мотив отражения; Russian literature; Solovyov; space; time; dynamics; poetry; reflection motif
Issue Date: 2019
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Черкасова, Е. А. Категория пространства и времени в лирике В. С. Соловьёва 1870-х годов / Е. А. Черкасова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2019. – Т. 5. – № 1. – С. 114-128.
Series/Report no.: Гуманитарные исследования. Humanitates
Abstract: Статья посвящена рассмотрению категорий пространства и времени, наличествующих в лирических текстах В. С. Соловьёва 1870-х гг. Стихотворения этого периода впервые подвергаются рассмотрению с точки зрения пространственно-временной организации. Анализ 16 оригинальных лирических стихотворений этого периода позволяет выявить закономерности в обозначении времени, а также сформулировать базовые связи некоторых пространственных точек в лирических текстах. Описываются основные темы лирики этого периода. В работе в качестве предположения выносится мысль о том, что в лирике этого периода обозначается и оформляется структура топоса, который будет транслирован в поэзию 1880-1890-х гг. Приводится наглядное описание отдельных мотивов, для более полного раскрытия которых в статью включены и тексты, выходящие за рамки исследования по времени создания. Так, потенциально дублирующим пространство будет мотив отражения, встречающийся в нескольких лирических текстах и по-особому формирующий пространство лирики В.  С. Соловьёва 1870-х гг. В рассматриваемых примерах данный мотив – это и удвоенное изображение, несколько искаженное при передаче в пространстве, и то, что преобразилось на земле, стало иным. Он связывается с вертикальной пространственной организацией каждого текста, описываются схемы взаимодействия двух пространств. В соловьевском подходе к оформлению лирического пространства текстов 1870-х гг. прослеживается наличие некоторых направляющих его философских трудов. Тем самым В. С. Соловьёв выстраивает в поэзии свой собственный миф, ориентированный на мистериальное преобразование действительности лирическим субъектом. В статье устанавливается связь между временем и пространством лирических текстов указанного периода, определяется характер этой связи как формирующий утверждение идеального мира, схожего с реальным и одновременно значительно отличающегося от того, где располагается лирический герой. Показаны связующие элементы лирических хронотопов. Выявлен характер лирического хронотопа, фиксирующего философские воззрения В. С. Соловьёва на мироустройство в лирическом тексте.
The article is devoted to the consideration of the categories of space and time in the 1870s lyric texts of V. S. Solovyov. The poems of this period are first examined from the point of view of the space-time organization. The analysis of sixteen original lyrical poems of this period makes it possible to identify patterns in the designation of time, as well as to formulate the basic connections of certain spatial points in lyrical texts. The main themes of the lyrics of this period are described. In this paper, as an assumption, the idea is expressed that the lyrics of this period indicates the structure of the topos, which is translated into the poetry of the 1880-1890s. An illustrative description of individual motifs is given, for a fuller disclosure of which the article also includes texts that go beyond the framework of the research. Thus, the potential for duplicating space is to be found in the reflection motif, which appears in several lyrical texts and, in a special way, forms the space of the 1870s lyrical poetry of V. S. Solovyov. In the examples under consideration, this motive is a double image, somewhat distorted during transmission in space, and something that has been changed on the earth. It is associated with the vertical spatial organization of each text, the interaction schemes of the two spaces are described. In the Solovyov approach to the design of the lyrical space of the 1870s texts, one can trace the presence of some of his philosophical ideas, reflected in prose. Thereby V. S. Solovyov builds his own myth in poetry, oriented toward the mysterial transformation of reality by a lyrical subject. The article establishes relationship between time and space of the lyrical texts of the specified period, determines the nature of this relationship as shaping the ideal world, similar to the real and at the same time significantly different from the one where the lyrical persona is located. The connecting elements of lyrical chronotopes are shown. The nature of the lyrical chronotope, which documents the philosophical views of V. S. Solovyov on the world order in the lyrical text is identified.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/3212
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
114_128.pdf432.31 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.