Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/3216
Title: Российские проекты в Арктике: преемственность задач и решений
Other Titles: Russian projects in the Arctic: the continuity of tasks and solutions
Authors: Зубков, К. И.
Карпов, В. П.
Zubkov, K. I.
Karpov. V. P
Keywords: Арктика; советский опыт; политика; экономика; транспорт; Северный морской путь; The Arctic; Soviet experience; politics; economy; transport; the Northeast Passage
Issue Date: 2019
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Зубков, К. И. Российские проекты в Арктике: преемственность задач и решений / К. И. Зубков, В. П. Карпов // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2019. – Т. 5. – № 1. – С. 173-187.
Series/Report no.: Гуманитарные исследования. Humanitates
Abstract: Исследованы советские стратегические подходы к освоению Арктики в 1920-30-е гг. В центре внимания первые советские институты в Арктике, их роль в организации жизни на Крайнем Севере. Достижения и просчеты в освоении советской Арктики необходимо использовать для оптимизации современных подходов к освоению региона. Трудность поставленной задачи заключается в том, что, несмотря на обилие впечатляющих планов и программ, развитие новых районов Севера носило избирательно-очаговый характер, обусловленный потребностями государства в тех или иных ресурсах, его финансовыми, научно-техническими и иными возможностями на каждом конкретном этапе социалистического строительства. Поэтому практика освоения северных окраин расходилась с планами их комплексного развития, а значит, и решение поставленных задач следует искать не столько в плановых документах, сколько в практике реализации северных проектов. До сих пор вопрос об эффективности реальной, а не декларируемой арктической политики не получил однозначного разрешения. Поэтому реконструкция советской арктической политики, уяснение логики принятия и реализации решений остаются актуальной задачей историографии. Авторами статьи арктические проекты СССР рассмотрены сквозь призму сопоставления с предшествующими, имперскими и постсоветскими подходами к развитию Арктики. Проанализирован геополитический аспект принятия важнейших решений по развитию хозяйства и транспортных коммуникаций в высоких широтах. Показана преемственность задач и проблем государственной политики в отношении Арктики. В статье обоснован вывод о том, что росту эффективности арктической государственной политики в большей мере способствуют не масштабы проектов и не научные, технические и организационные решения, а экономические условия и среда.
The Soviet strategic approaches to the development of the Arctic in the 1920s-1930s are studied. The focus is on the first Soviet institutions in the Arctic, their role in the organization of life in the Far North. Achievements and miscalculations in the development of the Soviet Arctic should be used to optimize modern approaches to the development of the region. The difficulty of the task lies in the fact that, despite the abundance of impressive plans and programs, the development of the territories of the Soviet North at different stages inevitably assumed a selectively one-sided character (due to the environmental factors and the profile of the extracted resources) and was far from the ideal process. Therefore, the solution of the task should be sought not so much at the level of the theory of socialist planning, as empirically, according to the specific results of the real Arctic policy. Until now, the question of its effectiveness has not received an unequivocal resolution. Therefore, the reconstruction of the Soviet Arctic policy, understanding the logic of decision-making and implementation remains an urgent task of historiography. The authors of the article examined the first Arctic projects of the USSR through the prism of comparison with the previous, imperial, and post-Soviet approaches to the development of the Arctic. The geopolitical aspect of making major decisions on the development of the economy and transport communications at high latitudes is analyzed. The continuity of the tasks and problems of state policy towards the Arctic is shown. The article substantiates the conclusion that it is not the scale of projects and not the scientific, technical, and organizational decisions but the economic conditions and the environment that are most conducive to increasing the effectiveness of the Arctic public policy.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/3216
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
173_187.pdf436.45 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.