Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/3228
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorBakharev, D. S.en
dc.contributor.authorGlavatskaya, E. M.en
dc.contributor.authorБахарев, Д. С.ru]
dc.contributor.authorГлавацкая, Е. М.ru]
dc.date.accessioned2020-05-19T06:46:04Z-
dc.date.available2020-05-19T06:46:04Z-
dc.date.issued2019
dc.identifier.citationБахарев, Д. С. Православный ландшафт Екатеринбурга (Свердловска) в 1917-1941 гг.: историкостатистический анализ / Д. С. Бахарев, Е. М. Главацкая // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2019. – Т. 5, № 2. – С. 133-152.ru
dc.identifier.issn2411-197Х
dc.identifier.issn2500-0896
dc.identifier.urihttps://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/3228-
dc.identifier.urihttps://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/3228
dc.description.abstractThis article focuses on the decline of the Russian Orthodox Church landscape during the period 1917-1941 in one of the key Russian provincial cities – Ekaterinburg (named Sverdlovsk in 1924). It was during this period that the Soviet state carried out the most comprehensive attacks on religion, closing churches, destroying religious organizations and their buildings as well as persecuting religious leaders. We use the “religious landscape” concept to analyze the evolution of the religious situation in the city. However, we studied not only the main markers of religion in Ekaterinburg, but also the number of parishioners and the frequency of everyday religious rites. The study is based on documents extracted from the local archives and statistical aggregates. This allowed us to reconstruct the decline of the Orthodox landscape and its main features in three different periods between 1917 and 1941. We argue that the Bolsheviks’ anti-religious measures in the 1920s should be considered as part of the general European secularization, which started before 1917. The data obtained give grounds to put forward a hypothesis about the weak effect of the Bolsheviks’ measures regarding the Orthodox Church nucleus – its active parishioners, for about 25% of the city’s population kept practicing the main religious rites until the mid-1930s.en
dc.description.abstractИсследование посвящено изучению истории Русской православной церкви в Екатеринбурге (Свердловске) в 1917-1941 гг. Именно в этот период советское государство осуществляло наиболее комплексное наступление на религию, закрывая культовые объекты и уничтожая приходские организации. Работа выполнена в русле концепции религиозного ландшафта, т. е. имеет в качестве объекта исследования религиозную ситуацию в определенном месте и в определенное время, составляющими которой являются материальные и нематериальные маркеры присутствия религии в пространстве. В данном случае в роли такой ситуации выступает регрессирующий православный ландшафт Екатеринбурга (Свердловска) довоенного времени. В качестве отслеживаемых компонентов были использованы количество богослужебных зданий, численность прихожан и частота совершения повседневных религиозных обрядов. Существующая историография, рассматривая этот период как часть истории РПЦ в XX в., практически не касается проблемы сжатия православного присутствия в обществе в статистическом измерении. В ходе исследования была реконструирована динамика православного ландшафта Екатеринбурга (Свердловска), предложена периодизация феномена, дана характеристика и объяснение каждого этапа. Источником выступили статистические и делопроизводственные материалы из местных архивов, а методами – историко-динамический, статистический и историко-антропологический. В результате проведенного исследования сделан вывод о закономерном характере антирелигиозных мер, предпринимавшихся большевиками вплоть до конца 1920-х гг., если их рассматривать в контексте процесса глобальной европейской секуляризации. Полученные данные дают основание выдвинуть гипотезу о слабом эффекте большевистских агитационных мер относительно православного «актива» (около 25% населения города и окрестностей) вплоть до середины 1930-х гг. Возможно, именно эта группа верующих стала средой сохранения православия в условиях антирелигиозной политики, а затем – возрождения после ее ослабления.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.publisherИздательство Тюменского государственного университетаru
dc.relation.ispartofВестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2019. – Т. 5, № 2ru
dc.subjectOrthodox landscapeen
dc.subjectreligion in the USSRen
dc.subjectatheismen
dc.subjectthe history of the Russian Orthodox Churchen
dc.subjectanti-religious policyen
dc.subjectthe Orthodox landscape of the Uralsen
dc.subjectsecularizationen
dc.subjectthe history of Ekaterinburgen
dc.subjectправославный ландшафтru
dc.subjectрелигия в СССРru
dc.subjectатеизмru
dc.subjectистория Русской православной церквиru
dc.subjectантирелигиозная политикаru
dc.subjectправославный ландшафт Уралаru
dc.subjectзакрытие храмовru
dc.subjectистория Екатеринбургаru
dc.titleПравославный ландшафт Екатеринбурга (Свердловска) в 1917-1941 гг.: историкостатистический анализru
dc.title.alternativeThe orthodox landscape in Ekaterinburg (Sverdlovsk) before the Word War II: historical and statistical analysisen
dc.typeArticleen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/articleen
local.description.firstpage133
local.description.lastpage152
local.issue2
local.volume5
local.identifier.uuid8159551b-fddb-48a1-8ea4-35b989ef5aa3-
local.identifier.handleru-tsu/3228-
dc.identifier.doi10.21684/2411-197X-2019-5-2-133-152
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
133_152.pdf414.61 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.