Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/3250
Title: Институт инспекторского контроля за церковно-приходскими школами (на материалах Тобольской губернии)
Other Titles: Institute of Inspection Control over Parochial Schools (the Case of the Tobolsk Disctrict)
Authors: Neupokoev, I. V.
Неупокоев, И. В.
Keywords: Tobolsk District
Tobolsk diocese
parochial school
deanery
diocesan school Council
diocesan observer of Church schools
district observer of Church schools
Тобольская губерния
Тобольская епархия
церковно-приходская школа
благочинный
епархиальный училищный совет
епархиальный наблюдатель церковных школ
уездный наблюдатель церковных школ
Issue Date: 2019
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Неупокоев, И. В. Институт инспекторского контроля за церковно-приходскими школами (на материалах Тобольской губернии) / И. В. Неупокоев // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2019. – Т. 5, № 4(20). – С. 127-138.
Abstract: This article studies the inspection supervision implemented in parochial schools (established during Alexander III’s reign on the basis of the “Rules” of 1884) in the Tobolsk District. This study relies on the normative base of such primary schools and the previously unpublished sources from the archives of Kurgan and Tobolsk. Due to the constant increase in interest in the history of regional education, and with the search for successful historical experience in the field of effective control over the educational sphere, this topic seems relevant. Being interdisciplinary, it attracts the attention of both the history of Russia and the history of pedagogy. This problem was rarely studied separately as an independent topic of study. In academic discourse, it was analyzed only as one of the components of the educational process or as part of the general history of the church school. This article aims to fill in this lacuna. The author describes the stages in the development of supervisory institutions, from deans to observers. He also explains the reasons for refusing the services of the deans and introducing the Institute of observers, describes the typology of the Institute of Inspectorate (Imperial, diocesan, and county), their status and pay, Imperial and diocesan legal foundation. Special attention is paid to the specifics of the observers’ performance of their functional duties, which included audit trips to schools. The inspection trips resulted in reports containing comments and recommendations for further improvement of the educational process in church schools.
В статье рассматривается практика применения инспекторского надзора в отношении созданных в царствование Александра III и на основе «Правил» 1884 г. церковно-приходских школ в территориальных рамках Тобольской губернии. Исследование опирается на нормативную базу данного типа начальных училищ и ранее неопубликованные источники из архивов Кургана и Тобольска. Актуальность темы связана как с постоянным возрастанием интереса к истории регионального образования, так и с поиском успешного исторического опыта в сфере эффективного контроля за образовательной сферой. Данная тема является междисциплинарной, т. к. выступает центром притяжения внимания отечественной истории и истории педагогики. В качестве самостоятельного объекта эта проблема, как правило, не выделялась и отдельно изучалась крайне редко. В научном же дискурсе она анализировалась лишь как одна из составных частей учебно-воспитательного процесса или в рамках общих вопросов истории церковной школы. В статье также приводятся этапы в развитии надзорного института: от благочинных до наблюдателей, причины отказа от услуг благочинных и введения института наблюдателей, типология института инспектората (имперский, епархиальный и уездный), их статус и жалованье, имперская и епархиальная правовая база. Особое внимание уделяется такой специфике выполнения наблюдателями своих функциональных обязанностей, как ревизионные поездки по школам, которые часто совершались в неблагоприятных погодных условиях, с невысокой скоростью конного экипажа, с остановками на ночевки и требовали крепкого здоровья. Итогом инспекторских поездок являлись отчеты, в которых содержались замечания и рекомендации по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса в церковных школах.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/3250
ISSN: 2500-0896
2411-197Х
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2019. – Т. 5, № 4(20)
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
127_138.pdf331.27 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.