Abstract: | В статье осуществлен анализ эротико-танатических образов и мотивов романа В. Я. Зазубрина «Горы» в контексте Ермакова сюжета, варьирующего общемировой сюжет о завоевании земли-женщины. Базовый для сибирского текста русской культуры Ермаков сюжет связан с традиционным мотивом «взятие города = воцарение = свадьба / насилие / блуд», причем в комбинации с мотивом «смерть мужчины от женщины / воды». Мифопоэтический анализ избранных произведений о Сибири позволил увидеть, что аналогия женщина-страна уточняется аналогией женщина-земля/вода. В рамках реализации данного архетипического сюжета речные образы Сибири (Обь, Бия) создаются при помощи обсценной лексики, что может быть прочитано как реликт символического совокупления с Матерью Сырой Землей. В романе В. Я. Зазубрина о гражданской войне и коллективизации на Алтае прослеживается метафоризация гендерной поэтики посредством акватического, животного и растительного семантического кода. В произведении «половой вопрос» встраивается в т. н. магистральный сюжет (термин Л. Пинского), определяя не только с индивидуальную судьбу «частного» человека, но и специфику национальной истории. This article examines the erotic and thanatic imagery and motifs in V. Ya. Zazubrin’s novel «Mountains» within the context of the Yermak’s plot, which revolves around the universal theme of conquering the land-woman. The Yermak’s plot, foundational to Siberian Russian cultural texts, is associated with the traditional motif of «capture of a city = enthronement = wedding/violence/fornication», along with the motif of «death of a man by a woman / water». Through a mythopoetic analysis of selected works about Siberia, it becomes evident that the analogy of woman-country is further clarified by the analogy of woman-earth/water. In V. Ya. Zazubrin’s novel, which explores the civil war and collectivization in Altai, the metaphorization of gender poetics is observed through aquatic, animal, and plant semantic codes. The novel embeds the «gender issue» within the main plot, determining not only the individual fate of a «private» man, but also the specifics of national history. This study sheds light on how river imagery in Siberia, such as the Ob and Biya rivers, is depicted using obscene language, which can be interpreted as a relic of symbolic copulation with Mother Earth. |