Abstract: | В статье рассматривается современное состояние системы публичного управления в Российской Федерации, которая стала формироваться в начале 90-х гг. прошлого века. Анализируется эволюция отечественной публичной власти, выделяются этапы становления ее системы, дается конституционно-правовая оценка организационным особенностям деятельности высших органов государственной власти. Обосновывается вывод о специфике конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации, что предопределяет особую роль и место главы государства в публичном управлении. Отмечается, что среди принципов организации публичной власти важное значение имеет концепция разделения властей, которая не получила своего должного воплощения в организации и деятельности органов государственной власти в силу отсутствия «системы балансирования и взаимного контроля». Рассматривая конституционные основы организации публичной власти, автор статьи приходит к выводу о необходимости разработки и принятия федерального конституционного закона, который бы регламентировал организационную деятельность Государственной Думы, Совета Федерации и Президента. Обосновывается также возможность принятия федерального конституционного закона о публичной власти в связи с конституционными поправками 2020 г. Автор выделят ряд проблем развития отечественной публичной власти, обосновывает их влияние на дальнейшее развитие государственного строительства. Проблемы публичного управления рассматриваются в двух плоскостях – «горизонтальном» (отношения между высшими органами государственной власти) и «вертикальном» (отношения между Российской Федерацией и ее субъектами). На «горизонтальном» уровне к числу важных аспектов публичного управления следует отнести излишнюю концентрацию властных полномочий в руках главы государства, что затрудняет реализацию принципа разделения властей, неразвитость политического и партийного плюрализма, нереализованность институтов конституционно-правовой ответственности. К «вертикальному» – чрезмерную урегулированность федеральным законодателем полномочий субъектов Федерации, что находит свое отражение в ограничении правовой самостоятельности субъектов Российской Федерации. В заключение делаются выводы и предлагаются некоторые рекомендации, направленные на разрешение обозначенных проблем отечественного публичного управления. The article discusses the current state of the public administration system in the Russian Federation, which began to take shape in the early 90s of the last century. The evolution of domestic public authorities is analyzed, the stages of formation of its system are singled out, the constitutional and legal assessment of the organizational features of the activities of the highest bodies of state power is given. The conclusion about the specifi cs of the constitutional and legal status of the President of the Russian Federation is substantiated, which predetermines the special role and place of the head of state in public administration. It is noted that among the principles of organizing public power, the concept of separation of powers is important, which has not received its proper implementation in the organization and activities of public authorities due to the lack of a «system of balancing and mutual control». Considering the constitutional foundations of the organization of public power, the author of the article comes to the conclusion that it is necessary to develop and adopt a federal constitutional law that would regulate the organizational activities of the State Duma, the Federation Council and the President. The possibility of adopting a federal constitutional law on public authority in connection with the constitutional amendments of 2020 is also substantiated. The author identifi es a number of problems in the development of domestic public authorities, substantiates their influence on the further development of state building. The problems of public administration are considered in two planes – «horizontal» (relations between the highest bodies of state power) and «vertical» (relations between the Russian Federation and its subjects). At the «horizontal» level, one of the important aspects of public administration is the excessive concentration of power in the hands of the head of state, which makes it diffi cult to implement the principle of separation of powers, the underdevelopment of political and party pluralism, the lack of implementation of the institutions of constitutional and legal responsibility. To the «vertical» – excessive regulation by the federal legislator of the powers of the subjects of the Federation, which is refl ected in the restriction of the legal independence of the subjects of the Russian Federation. In conclusion, conclusions are drawn, and some recommendations are proposed aimed at resolving the identifi ed problems of domestic public administration. |