Abstract: | В этой статье исследуется различие между понятиями «ложь» и «неистинное», «лживый» и «обман». Семиотический квадрат А. Я. Греймаса и его «достоверные» методы позволяют нам определить, что является правдой, а что – ложью, тайной или недостоверным, и кто говорит о Советском Союзе: лояльный коммунист, сторонник антисоветизма, специалист по СССР или обманутый революционер. Лучшим свидетелем обвинения является тот, кто, порвав с Советским государством, не променял свои убеждения на буржуазные взгляды или фашизм, в чем его всегда обвиняли коммунисты, а упорно отстаивал правду. К числу таких «полуночных людей» относятся Борис Суварин, автор книги «Сталин, начало истории большевизма» (1935), Виктор Серж и его «Путешествие на запад: хроники 1936-1940», и Анте Чилига, автор книги «О деньгах великого мужчины» (1938). Жизнь во лжи приводит к потере собственного человеческого достоинства и самоуважения. Советский режим уничтожил самобытность своего народа, но создал «Сказ» – официальную легенду, внедренную в сознание каждого. Когда он был принят, «Сказ» стал защитой, своего рода habeas corpus, маской, которую можно было показывать иностранцам. К сожалению, это искусство лжи пережило Советский Союз, и сегодня многие люди в России продолжают лгать из патриотизма. This paper explores how the distinction between the term «lie» and «untrue», «false» and «deception». A. J. Greimas’s semiotic square and his «veridictory» modalities anable us to identify what is true, false, secret or untrue, and who speaks about the Soviet Union: the loyal communist, the anti-soviet sympathiser, the specialist of the UdSSR or the duped revolutionary. The best witness for the prosecution is the one who, after breaking with the Soviet state, has not traded in his convictions for bourgeois opinions or for fascism – as he was always accused of by the Communists – but has persisted in defending the truth. Such «men of midnight» include Boris Souvarine, the author of Staline, aperçu historique du bolchevisme (1935), Victor Serge and his Retour à l’Ouest: chroniques 1936–1940, and Ante Ciliga, author of Au Pays du Grand mensonge (1938). Living a lie leads to losing one’s own human dignity and self-respect. The Soviet regime destroyed the identity of its people, but created the Skaz, a formal Legend instilled into everybody’s mind. When it was accepted, the Skaz offered a protection, a kind of habeas corpus, a mask to shown to foreigners. Unfortunately, this art of lying has survived the Soviet Union, and many people today persist in lying in Russia through patriotism. |