Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/37786
Title: Школа – для дураков? Роман Саши Соколова в русском и зарубежном контексте
Other Titles: Is the school for fools? Sasha Sokolov’s novel in the Russian and international context
Authors: Данилина, Г. И.
Гринякина, К. А.
Danilina, G. I.
Grinyakina, K. A.
Keywords: Саша Соколов
«Школа для дураков»
«школьная повесть»
«Игра в бисер» Гессе
нарратив школы
повествовательная перспектива
точка зрения читателя
Sasha Sokolov
School for Fools
school novel
Hesse’s The Glass Bead Game
school narrative
narrative perspective
reader’s point of view
Issue Date: 2024
Publisher: ТюмГУ-Press
Citation: Данилина, Г. И. Школа – для дураков? Роман Саши Соколова в русском и зарубежном контексте / Г. И. Данилина, К. А. Гринякина. — Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. — 2024. — Т. 10, № 3 (39). — С. 82–97.
Abstract: Статья посвящена изучению нарративной структуры романа Саши Соколова «Школа для дураков». Объект исследования — школа как заглавный образ романа, пока не рассматривавшийся в соотнесении с отечественным и зарубежным «школьным» контекстом. Направленность анализа определяется транстекстуальностью романа в экстраполированном на образ школы плане. Выбор произведений определен отсылками в тексте романа — это русская и советская «школьная повесть»: «Детство Тёмы» Н. Г. Гарина-Михайловского, «Мальчик из Уржума» А. Голубевой, «Дом на горе» А. И. Мусатова и «Витя Малеев в школе и дома» Н. Н. Носова. Также мы обращаемся к репрезентативному произведению зарубежной классики — роману Г. Гессе «Игра в бисер», отсылки к которому у Саши Соколова различимы в идее свободного образования и воспитания личности, но еще не отмечены в науке. Цель работы определила метод исследования – компаративный анализ на нарративном и концептуально-тематическом уровнях художественного текста. В процессе исследования раскрывается, что заявленный подход выводит на дополнительные концептуальные смыслы. Согласно сложившейся точке зрения, школа в романе Саши Соколова – объект сатирического изображения. Однако анализ на уровне контекста выявляет более сложные и амбивалентные смыслы. Так, выясняется, что идеологическая советская и утопическая западная модель школы, как ни парадоксально, близки между собой. В обоих случаях это школа мечты, устроенная в соответствии с социальными идеалами; школа-сад, где взращивают будущих полезных членов общества. Независимо от того, сведено личное «я» к нулю («школьная повесть») или бережно пестуется («Игра в бисер»), нарратив школы показывает: сама суть школьного воспитания требует нивелировать всё индивидуальное для подготовки учеников к жизни в обществе. Тем самым «сатирический» нарратив школы – не самоцель, а средство-репрезентант, создающее основу нарратива творческой личности.
This article studies the narrative structure of Sasha Sokolov’s novel School for Fools. The focus lies on the school as the novel’s title image, which has been rarely considered in the Russian and global «school» context. The focus of the analysis is determined by the transtextuality of the novel as extrapolated to the school image. The chosen material includes the works referenced in the novel, namely, the Russian and Soviet “school novels”: Tyoma’s Childhood by N. G. Garin-Mikhailovsky, The Boy from Urzhum by A. Golubeva, The House on the Mountain by A. I. Musatov, and Vitya Maleev at School and at Home by N. N. Nosov. Additionally, H. Hesse’s novel The Glass Bead Game is mentioned as Sokolov references it in terms of the idea of free education and individual’s, which has not been covered sufficiently in research literature. The texts are analyzed in comparison at the narrative and conceptual-thematic levels. The results reveal additional conceptual meanings. According to the established point of view, the school in Sokolov’s novel is an object of satirical depiction. Yet, the context level analysis reveals more complex and ambivalent meanings: the ideological Soviet and utopian Western school models are paradoxically close to each other. In both cases, the models present a dream school, organized in accordance with social ideals; a «garden school», where education follows social ideals. Whether the personal self is reduced to zero (in school novels) or it is carefully nurtured (The Glass Bead Game), the school narrative shows that the very purpose of school education requires the leveling of the individual to prepare students for their lives within the society. Thus, the satirical school narrative is not an end, but a means representative of and creating the grounds for the narrative of a creative personality.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/37786
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2024. – Т. 10, № 3 (39)
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Humanitates_2024_3_82_97.pdf298,18 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.