Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7452
Title: Просодическое ударение в теории ритма Анри Мешонника под лупой экспериментальной фонетики
Other Titles: Prosodic stress in the theory of rhythm by Henri Meshonnik under the magnifying glass of experimental phonetics
Authors: Belavina, E. M.
Белавина, Е. М.
Keywords: French language
French literature
rhythm theory
stress
text analysis
experimental phonetics
Madden
Desson
французский язык
французская литература
теория ритма
ударение
анализ текста
экспериментальная фонетика
Мешонник
Дессон
Issue Date: 2021
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Белавина, Е. М. Просодическое ударение в теории ритма Анри Мешонника под лупой экспериментальной фонетики / Е. М. Белавина. – Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2021. – Т. 7, № 3(27). – С. 39-56.
Abstract: Henri Meschonnik’s legacy includes diversified, multidisciplinary, interdisciplinary research. The history and theory of literature, philosophy and linguistics underlie his methodology for studying rhythm. To analyze the text, Meshonnik uses the stress system, in particular, the prosodic stress that occurs on the first syllable of a word when its first consonant is repeated in a verse or in a prosaic sentence. The existence of prosodic stress, which is understood in this way, is ignored by phoneticians. The stress in the text is presented in the theory of Madden as a symbolic display of a clot of energy, since initially stress in speech concentrates muscular effort. The article makes an attempt to determine what is the current status of prosodic stress, an important element of A. Meshonnik’s analytical apparatus. Stress has measurable acoustic parameters (intensity, pitch, duration), so an experiment was carried out (using a Praat speech analyzer). The stress on the first syllable in French phonetics is considered to be additional, depending on the individual implementation, however, Meshonnik, as well as his follower and co-author J. Desson, consider prosodic stress to be a linguistic (phonological) law. The article describes the stage of the experiment when native speakers (students of ENS Paris) were offered the phrase of Flaubert, commented by Madden and Desson in “Treatise on Rhythm”, and the same phrase, modified in two ways, to trace the stress in the absence of sound repetition. In the course of the experiment, most of the participants showed a slight increase in intensity when reading the original phrase, a decrease n intensity when reading a shortened phrase, and in some cases, the intensity increased when reading a phrase with a word modified to avoid repetitions.
Наследие Анри Мешонника включает в себя разносторонние, многоплановые междисциплинарные исследования. История и теория литературы, философия и лингвистика лежат в основе его методологии изучения ритма. Для анализа текста Мешонник использует систему ударений, в частности просодическое ударение, возникающее на первом слоге слова при повторе его первого согласного в стихе или в прозаическом предложении. Существование просодического ударения, понимаемого таким образом, игнорируется фонетистами. Ударение, заложенное в тексте, в теории Мешонника представлено как символическое отображение сгустка энергии, поскольку изначально в речи ударение концентрирует мускульное усилие. В статье делается попытка определить, каков на сегодняшний день статус просодического ударения, важного элемента аналитического аппарата А. Мешонника. Ударение имеет акустические параметры (интенсивность, высота, длительность), поддающиеся измерению, поэтому был проведен эксперимент (с помощью анализатора звучащей речи Praat). Ударения на первый слог во французской фонетике считаются добавочными, зависящими от индивидуальной реализации, однако Мешонник, а также его последователь и соавтор Ж. Дессон считают просодическое ударение языковым (фонологическим) законом. Статья описывает третий этап эксперимента, когда носителям языка (учащиеся ENS Paris) была предложена фраза Флобера, прокомментированная Мешонником и Дессоном в «Трактате о ритме», и та же фраза, измененная двумя способами, чтобы проследить ударение в случае отсутствия звукового повтора. В ходе эксперимента у большинства участников наблюдалось небольшое увеличение интенсивности при чтении исходной фразы, снижение интенсивности при чтении укороченной фразы, а в некоторых случаях интенсивность возрастала при чтении фразы со словом, измененным для избегания повторов.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7452
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2021. – Т. 7, № 3(27)
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
humanitates_2021_3_39_56.pdf917.54 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.