Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7476
Title: К трактовке модели «качество эталонного научного текста»
Other Titles: Interpretation of quality of model scientific text
Authors: Kotyurova, M. P.
Котюрова, М. П.
Keywords: scientific text with new knowledge
quality of model scientific text
model “understandability – painful lack of understanding”
hindering the process of understanding because of new knowledge
soft interpretative text analysis
научный текст с новым знанием
модель «качество эталонного научного текста»
параметр модели «понятность – „мучительное непонимание“»
сопротивление нового знания пониманию
«мягкий» интерпретативный анализ текста
Issue Date: 2022
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Котюрова, М. П. К трактовке модели «качество эталонного научного текста» / М. П. Котюрова. – Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2022. – Т. 8, № 1(29). – С. 6-18.
Abstract: The article represents the parameter “understandability – painful lack of understanding” which is a part of text qualities when new knowledge is being presented. The explanatory cognitive discourse stylistic approach is based on unity of two text features – the linguistic one being represented by its semantic structure and the extralinguistic one which determines semantic reality of a text. A new knowledge hinders the process of understanding which implies the use of a soft interpretative approach for a text with new knowledge. This approach to text analysis has the following objective and subjective causes: 1) anthropocentrism of new knowledge; 2) subject-object integrity; 3) openness of knowledge in the framework of theory of general relativity; 4) discourse factors which render knowledge as something new; 5) importance of methodology of new knowledge. The interpretative character as a specific feature of humanitarian knowledge implies that a text is understandable to its author as well as to its reader. The newness of scientific knowledge requires proofs and definiteness of representative information. The activity of scientific knowledge emphasizes the role of a subject of cognitive activity, this role is represented by discourse factors. Evaluating the quality of a modern scientific article includes such factors as a subject of speech activity, type of subject’s mentality, subject’s cognitive features, individual speech style of a scientist etc. Newness of scientific knowledge implies that this knowledge is not just individual but also social which makes communicative requirements. This newness promotes inclusion of a reader to the process of getting new scientific knowledge. So these extralinguistic factors require the use of soft discourse functional and stylistic approach.
Статья посвящена трактовке компонента модели «Качество эталонного научного текста». Рассматривается параметр «понятность – „мучительное непонимание“», входящий в состав комплекса качеств текста, в котором излагается новое знание. Объяснительный когнитивно-дискурсивно-стилистический подход к решению проблемы базируется на единстве двух сторон текста – собственно лингвистической, представленной его смысловой структурой, и экстралингвистической основы, обусловливающей смысловую данность текста. Новое знание оказывает сопротивление процессу понимания, что обусловливает применение «мягкого» интерпретативного подхода к тексту с новым знанием. «Мягкий» подход к анализу текста объясняется наличием объективных и субъективных причин, обусловленных: 1) антропоцентричностью нового знания (наличием «человеческого фактора»); 2) субъектно-объектной целостностью (членимостью лишь в познавательных целях); 3) открытостью знания в соответствии с функционированием в пределах закона всеобщей относительности; 4) неизбежным воздействием дискурсивных факторов, благодаря которым знание квалифицируется именно как новое; 5) принципиально важной значимостью методологической составляющей нового знания. Интерпретативный характер как бесспорно специфическая черта гуманитарного знания неизбежно предполагает понимание текста не только самим автором, но и со стороны адресата. Новизна научного знания требует акцентировать обоснование, аргументировать степень достоверности, определенность / неопределенность репрезентированной информации. Деятельностный характер научного знания актуализирует значимость качеств субъекта познавательной деятельности, в стилистике текста трактуемых как дискурсивные факторы. Для оценки качества современной научной статьи значимыми являются такие факторы, как субъект речевой деятельности, тип мышления субъекта, когнитивные свойства субъекта, индивидуальный речевой стиль ученого и др. Поскольку научное знание характеризуется открытостью, оно не только индивидуально, но и социально, поэтому предъявляет коммуникативные требования к форме его бытия. Открытость способствует доступному включению адресата в процесс получения нового научного знания. Учитывая воздействие этих экстралингвистических факторов, необходимо применять гибкий, мягкий подход – дискурсивно-функционально-стилистический.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7476
ISSN: 2411-197Х
2500-0896
Source: Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2022. – Т. 8, № 1(29)
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
humanitates_2022_1_6_18.pdf425.12 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.